Евгения Лунёва
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Лоскутное шитьё»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
- познакомить детей с одним из видов народного декоративно - прикладного искусства – лоскутное шитье;
Задача занятия :
- вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотрудничестве с другими детьми;
- подвести к практическому освоению понятия «часть» и «целое»;
- развивать чувство цвета;
Оборудование: предметы, изготовленные в технике лоскутное шитье, лоскутки ткани квадратной, формы, ткань размером 10*10 см, игольница, нитки, ножницы.
Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе „Лоскутное шитьё“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Ход занятия НОД:
Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, какие необычные вещи. Что вы можете сказать о них?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, на моем столе стоит кроватка, а в ней спит кукла Маша.
Чтобы кукла Маша не проснулась, мы прочитаем ей потешку.
Баю-баюшки, баю-бай,
Глазки,Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
тебя величаю.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая у Маши кроватка! В кроватке лежит мягкий матрасик и подушечка, а она накрыта теплым одеялом.
Из ткани какого цвета сшита подушечка и одеяло?
Детей :красного и синего.
Воспитатель: Правильно! Кукле Маше очень нравиться ее кроватка, но по секрету она мне сказала, что ей очень хочется еще одно одеяло.
Недавно наша кукла ходила в гости к кукле Кате и увидела у нее одеяло, которое сшито из ярких разноцветных лоскутков. Это одеяло так понравилось ей, что она попросила, что бы мы ей сшили точно такое же одеяло из лоскутков ткани. И пока наше кукла спит, давайте приготовим ей подарок и сошьем новое лоскутное одеяло.
Воспитатель: Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как и где появилась «Лоскутная мозаика».
Воспитатель: Лоскутное шитьё – это изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются тем, что в данных изделиях есть композиция, то есть лоскутки составляют узор, художественно-эстетический вид, декоративность. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Самое древнее изделие лоскутной мозаики было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутное шитье возникло в результате нехватки материалов и их дорогой цены. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец.
Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка.
Из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутное шитье простое и поэтому доступно каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани. Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов.
В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве.
Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло, называется оно «Цветные квадраты».
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую. И прежде чем, мы с вами возьмемся за лоскутки. Предлагаю физкультминутку.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два –туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два- привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой- встанькой словно стали.
Воспитатель: У русских мастериц каждый лоскуток шел в дело. Цветные необработанные полосы ткани, пришитые на основу, создают объёмное полотно, сюда могут пойти лоскутки, оставшиеся от пошива одежды и старые вещи, даже трикотажные. Предлагаю вам изготовить одеяло для куклы Маши.
Но вначале вспомним правила безопасной работы с иголкой:
Для работы с иголкой садимся по одному за стол.
Вдев нитку в иголку, сразу делаем узелок.
Иголку храним только в игольнице.
Пользуемся ножницами, чтобы обрезать нитку.
Ножницы держим сомкнутыми.
Передаем ножницы сомкнутыми, кольцами вперед.
Воспитатель: Ребята, скажите какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?
Дети: Это квадраты.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Три.
Воспитатель: Какие квадраты по величине?
Дети: Один большой, второй поменьше, третий ещё меньше.
Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?
Дети: Они разноцветные.
Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.
У вас на столах стоят коробки с кусочками ткани.
Выберите по два кусочка одного цвета и по два кусочка другого цвета положите их перед собой на столе.
Дети приступают к продуктивной деятельности.
А вот и наша кукла Маша проснулась.
Сейчас мы сделаем ей подарок, новое красивое лоскутное одеяло.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы шили?
Дети: Мы шили одеяло.
Воспитатель: А из чего состоит одеяло?
Дети: Одеяло состоит из лоскутков. Оно лоскутное.
Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?
Дети: Лоскутным шитьём стали впервые заниматься в Англии.
Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?
Дети: В переводе с английского языка это слово обозначает заплатка, кусочек, пятно неправильной формы.
Воспитатель: А в России, когда стали шить разные вещи из лоскутков?
Дети: В Росси стали шить вещи из лоскутков позже.
Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?
Дети: Этим занимались женщины.
Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?
Дети: В настоящее время организуются настоящие выставки, праздники лоскутного шитья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какое замечательное одеяло из лоскутков мы «сшили».