Лучший педагог года

Конспект НОД по ФЦКМ «Беседа об осени» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Груздева
Конспект НОД по ФЦКМ «Беседа об осени» для детей старшего дошкольного возраста

"Беседа об осени"

Цель: закрепление знаний о приметах осени через литературные произведения Н. Сладкова "Октябрь", "Ноябрь"; Б. Скребицкого "Осень". Подбор глаголов и прилагательных для создания более яркой картины осенних явлений. Развитие чувства прекрасного, умения любоваться красотой родной природы.

Оборудование: презентация "Осень" (осенние пейзажи: золотая осень, поздняя осень, игра 4-ый лишний, формы осенних листьев, стволы дуба и клена, выполненные на листах ватмана, формы листьев разных деревьев на магнитах.

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Беседа об осени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальное сопровождение: П. Чайковский "Времена года. Октябрь", Г. Свиридов "Осень".

Ход занятия:

Ребята, сегодняшнее занятие я хотела бы начать с загадки:

Вот художник так художник

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просьба,

Кто художник этот?.

Дети. Осень.

Правильно, вот об осени мы и поговорим сегодня. И для начала вспомните названия осенних месяцев.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Начало осени называют золотой осенью. Объясните почему.

Дети: в начале осени деревья становятся золотыми, разноцветными.

Послушайте как начало осени описывает Б. Скребицкий в своем рассказе "Осень".

"Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего в лес.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: "Нужно богатыря в медную кованую броню одеть". Так и обрядила старца.

Глядит - а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Одни сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе. "

По ходу рассказывания на экране демонстрируются осенние пейзажи соответствующие тексту.

Красивая золотая осень, не правда ли? Какими цветами разукрасила Осень деревья в лесу?

Не просто желтым, а лимонно-желтым, золотым, медным не просто красным, а огненно-красным, как спелые яблоки. Эти цветовые оттенки, сравнения делают более яркой картину осеннего леса.

Игра "Узнай с какого дерева лист".

Дети делятся на две команды. Одна будет собирать дубовые листья, другая кленовые. Листья разных деревьев, не только дуба и клена, разложены на столе. По одному игроку из команды подходят к столу, выбирают лист и прикрепляют его с помощью магнита к силуэту своего дерева. Побеждает команда, которая не допустит ошибок.

Начало осени богато не только разноцветным нарядом лесов.

"Нам щедрая Осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады. "

А что за урожаи дают нам поля и сады? (Урожай овощей и фруктов)

А еще осенью в лесу много разных грибов.

Волшебница Осень предлагает вам отгадать свои загадки.

Игра 4-ый лишний.

1) 3 лиственных дерева - 1 хвойное;

2) 3 отдельных листа - 1 дерево;

3) 3овоща - 1 фрукт;

4) 3 фрукта - 1 ягода;

5) 3 съедобных гриба - 1 несъедобный.

Побеждает команда давшая больше правильных ответов.

Молодцы, отлично справились со всеми задачами. А что происходит после того как осень разукрасит листья деревьев? Как называется это природное явление?

Дети: листья опадают, листопад.

Послушайте, как об этом природном явлении пишет Николай Сладков. Обратите внимание на то, с чем сравнивает автор опадающие листья?

"Полетели листья иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь. "

По ходу чтения демонстрируются слайды с соответствующими пейзажами.

Ребята, вы прослушали рассказ, а теперь ответьте на мой вопрос - с чем или с кем сравнивает Н. Сладков опадающие листья?

Дети: с золотым дождем, птицами, белками, куницами.

А как автор описывает движение листьев?

Дети: листья летят, кружат, прыгают, несутся, шуршат, скребутся, лопочут, плывут.

Теперь мы с вами немного отдохнем и превратимся в осенние листочки.

Физкультминутка.

Мы - листочки, мы - листочки,

Мы - осенние листочки.

Мы на дереве сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали,

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю быстро сели.

Но вот и закончилась золотая осень. На смену ей пришла поздняя осень - холодная, серая, дождливая, унылая пора. Послушайте, как о поздней осени пишет Н. Сладков. Писатель называет последний осенний месяц - ноябрь пегим. Пегий - значит пестрый.

Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова "Ноябрь"

От чего же все вокруг становится пегим?

Дети: черная земля, дома, деревья присыпаются белым снегом.

Верно ребята. В ноябре то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Ни зима, ни осень.

Подведение итогов.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали? Как называется начало осени? Как называется конец осени? Как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев? Какие еще приметы осени вы можете назвать?

Выслушиваются ответы детей, при необходимости дополняются.

В завершении предлагается игра " Что перепутал художник?"

Дети находят на рисунке ошибки художника - то, что осенью не может быть (цветущие деревья, птицы выводят птенцов, загорающие дети и т. д.)

Воспитатель благодарит за активную работу на занятии.

А Волшебница-Осень приготовила для вас угощение - фрукты, сок, печенье в виде листочков и грибочков.

Публикации по теме:

Ролево-игровой мини-проект для 1 младшей группы «Листопад» Вид проекта: ролево-игровой мини-проект. Участники: воспитатель и дети. Цель: формировать элементарные представления о времени года-осень.

Планирование работы с родителями воспитанников старшей группы по теме «Осень» Взаимодействие с родителями/социальными партнёрами • Наблюдение по дороге в детский сад «Дети идут в школу» Цель: Закрепление знаний и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Беседа об осени» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 12:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД