НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы»

Ольга Епонешникова
НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- обобщать представления о зиме и зимних развлечениях;

- совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

Коррекционно-развивающие:

- уточнять, активизировать и обогащать словарный запас по теме;

– упражнять в умении составлять предложение повествовательное и вопросительное с опорой на фрагмент - картинку; объединять предложения в рассказ;

- упражнять в образовании однокоренных слов;

- развивать диалогическую речь, все виды восприятия, творческое воображение, мелкую и общую моторику, речевое дыхание, чувство рифмы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности, доброжелательности;

- воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Предварительная работа: Беседа о зиме, загадывание загадок о зимних месяцах; чтение художественной литературы: стихотворение С. Есенина «Зима», И. Сурикова «Зима», «Снежинки» Сергей Козлов, «Зимой» Саша Черный, «Снежинка» Константин Бальмонт, заучивание физкультминутки «Зима», пальчиковой гимнастики «Мы во двор пришли гулять», скороговорок.

Оборудование: демонстрационная сюжетная картина «Зимние развлечения», Зимний пейзаж; сюжетные картинки-фрагменты: «Девочка катается на санках», «Дети лепят снеговика», «Мальчик катается на лыжах», «Девочка катается на коньках», «Мальчик катает снежный ком», «Дети играют в снежки»; раздаточный материал: снежинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент - создание эмоционального фона занятия.

Дети сидят полукругом на ковре на подушках.

Загадывание загадки – развитие внимания, слухового восприятия, мышления.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

Л о г о п е д: О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

II. Беседа о зиме – развитие связной диалогической речи, образование прилагательных от существительных.

Л о г о п е д: Какое время года год начинает? (Год начинает зима).

Посмотрите на картинку и скажите, какая здесь изображена зима? (Холодная, морозная, снежная, волшебная, сказочная, красивая, …). Какая зимой погода? (Зимой погода холодная). Что падает на землю зимой? (Зимой на землю падает снег). Если зимой много снега, то зима какая? (Если много снега, то зима снежная). Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Если сильный мороз, то зима морозная). Если часто метет метель, то зима какая? (Если часто метёт метель, то зима метельная). А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Если часто гуляет вьюга, то зима вьюжная). Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная). Какое время года следует за зимой? (За зимой следует весна). Что отличает зиму от других времён года? Вот как много мы знаем о зиме!

III. Игра «Доскажи словечко» - развитие чувства рифмы, подбор родственных слов к слову снег.

Л о г о п е д: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег).

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые … (Снежинки).

На дорожки, на лужок

Всё снижается … (Снежок).

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее … (Снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (Снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (Снеговик).

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой … (Снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег).

Л о г о п е д: Какая большая семья у слова «снег», сколько много родственников. Повторите родственные слова, которые вы запомнили.

IV. Дыхательное упражнение «Снежинки» - развитие длительности и целенаправленности воздушной струи.

Светло пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Л о г о п е д: Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите, и расскажите, какая она? (Ажурная, серебристая, нежная, пушистая, кружевная, легкая, узорчатая, холодная, сверкающая, белая, хрустальная.).

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех. Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок и подуем на снежинки. (Раздаёт снежинки). Как подует ветерок, так закружится снежок. А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго). Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.

V. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять» - развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по одному).

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальцами).

Бабу снежную лепили, («Лепят комочек снега» двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками).

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки).

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол, то с одной стороны, то с другой).

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки).

Съели суп, и спать легли (Движения воображаемой ложкой, затем руки под щёку).

VI. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения», самостоятельное составление предложений.

Девочка катается на санках. Дети лепят снеговика. Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках. Мальчик катает снежный ком. Дети играют в снежки.

VII. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и её фрагментам.

1. Рассматривание картины.

Сопоставление картины в целом и картинок – фрагментов.

Отыскивание на картине примет зимы.

2. Придумывание названия картины.

3. Припоминание знакомых стихов русских поэтов о зимних развлечениях.

4. Постановка детьми вопросов к картине и отдельным фрагментам. Ответы детей на эти вопросы.

Логопед подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости.

Планируемые вопросы детей

К сюжетной картине

(возможна помощь логопеда):

Как мы назвали картину?

Что делают дети на картине?

Кто катается на санках с горки?

Кто играет в снежки?

Сколько ребят играет в снежки?

Что делает девочка в зелёном свитере?

Во что одет лыжник?

Кто катает снежный ком?

Что делают дети слева от лыжника в синем костюме?

Какие зимние развлечения нарисованы на картине? К фрагментам картины

(самостоятельно):

Кто катается на санках? (лыжах, коньках).

Кто катает снежный ком?

Кто лепит снеговика?

Кто играет в снежки?

Что делает мальчик? (девочка, дети).

На чём катается девочка? (мальчик)

Что лепит мальчик?

Какой ком слепил мальчик?

VIII. Физкультминутка «Зима» - развитие общей моторики.

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (Имитируют).

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют).

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

IX. Рассказы – миниатюры детей о своих зимних развлечениях по представлению (из личного опыта).

Логопед предлагает детям:

а) ещё раз вспомнить, назвать, какие зимние развлечения они знают,

б) вспомнить одно из своих любимых зимних развлечений,

в) придумать, какую картинку можно было бы к нему нарисовать,

г) рассказать о своём самом интересном зимнем развлечении по плану:

• Как называется моё зимнее развлечение?

• Где это было?

• Кто ещё принимал участие?

• Было весело или грустно?

• Почему мне понравилось?

X. Игра «Повторяй-ка!» - автоматизация звуков в скороговорках.

• Лыжнику нужна хорошая лыжня.

• У мальчика Алёшки

На тёпленькой ладошке

Ледышка полежала

И лужицею стала.

• Погрузил Егор на санки

Триста тридцать три баранки.

Санки быстро развалились –

Все баранки раскатились.

XI. Итог.

Л о г о п е д: Вспомните пословицы, которые вы знаете о зиме и о зимних забавах.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

В чужие сани не садись.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Затем логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось. Можно предложить им оценить работу друг друга.

Список литературы:

1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР» - Издательство: ГНОМ и Д - 2006.

2. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Ресурсы интернета.

Публикации по теме:

Фотоотчет проекта «Зимушка-зима!» (2 младшая группа)Фотоотчет проекта «Зимушка-зима!» (2 младшая группа) Каждое время года оставляет яркие впечатления в жизни ребенка. Особенно зима дает большие возможности для всестороннего развития личности.

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе Познание. Задача продолжать формировать у детей представление о живой не живой природе зимой. Цели: «Познание, коммуникация» Уточнить знания.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы»
Опубликовано: 5 января 2015 в 01:08
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...