Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре «Вышитое полотенце»

Рузания Салахетдинова
Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре «Вышитое полотенце»

Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре «Вышитое полотенце» (подготовительная группа)

Рузания Салахетдинова

Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре «Вышитое полотенце» (старшая группа)

Тема: «Вышитое полотенце»

Цель:

-дать представление о полотенце как русском обрядовом предмете

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре „Вышитое полотенце“» размещена в разделах

-продолжить знакомство с народной вышивкой;

- познакомить с полотенцем как обрядовым атрибутом;

- побуждать создавать изображение на основе вышивки, закреплять умение ритмично располагать узор;

- развивать мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

-развивать стремление порадовать близких подарками.

Материал и атрибуты: национальный русский праздничный женский костюм, конверт с письмом, сундучок. стилизованный под старину, в котором находятся 2 вышитых полотенца (простое, вышитое просто на концах и с богатой вышивкой, праздничное, картина с изображением русского свадебного обряда, листы клетчатой бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши. Можно использовать образец рисунка, если подобная работа выполняется впервые.

Ход занятия:

Входит воспитатель, одетый в праздничный русский народный костюм :

- Здравствуйте, добрые молодцы да красные девицы! Я-Марья-Искусница. Пришла я к вам из времени дальнего. Посмотрите, что на мне надето. Сарафан вышитый, кофта с узорами, да лапоточки новые. А на голове у меня кокошник, расшитый бисером (сопровождает показом). А как называется эта вещь? (показывает на фартук) Правильно, это фартук. Посмотрите, какой он красивый- по низу узоры вышиты, цветы да птицы разные. А как вы думаете, куда я собралась-на работу в поле или на праздник? Да, я приглашена на праздник- свадьба у моей подруги близкой, Варвары-Красы, ныне намечается. Выходит она замуж за Иван-Царевича. Только не знаю я, что подарить подруженьке любимой на свадьбу. Может, вы мне подскажете? (ответы детей). Да, это хорошие подарки, только вот выбрать самый лучший никак не могу. Может, мне у самой невесты спросить (Громко) : Подруженька милая, Варварушка, подай хоть знак, какой подарок ты на свадьбу получить хочешь? (раздается стук в дверь, «влетает» голубь, в клюве-конверт) Ой, смотрите-ка, письмо. (Смотрит на конверт). От подружки моей, Варвары-Красы (вскрывает). Что же пишет мне она? Давайте прочитаем:

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою —

Что это такое?

(Ответ детей – «Полотенце»)

Ах, я ведь совсем забыла, что раньше на свадьбу всегда дарили полотенца. В русской культуре полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом свадебных обрядов. У меня в сундучке есть несколько очень красивых полотенец, я их соткала и вышила сама, ведь недаром люди меня прозвали искусницей. Вот они (достает, разворачивает, показывает детям).

Наши предки верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток. Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).

Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом.

К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Родители жениха и невесты тоже должны были украсить свои пояса такими полотенцами.

На 2-й день после свадьбы молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие. (Рассмотреть полотенца по одному коротко)

А вы знаете, что на свадьбе поют веселые песни и водят хороводы? Приглашаю всех встать в хоровод (проводится физкультминутка)

Физкультминутка - хоровод «Земелюшка-чернозем»

Земелюшка – чернозем – 2р.

Чернозем-чернозем

Земелюшка – чернозем.

Там березка выросла – 2р.

Выросла- выросла

Там березка выросла.

На березке листочки – 2р.

Листочки – листочки

На березке листочки.

Под березкой травонька – 2р.

Травонька – травонька

Под березкой травонька.

На траваньке цветики– 2р.

Цветики - цветики

На траваньке цветики.

Рвали цветы со травы – 2р.

Со травы – со травы

Рвали цветы со травы.

Вили венки из цветов – 2р.

Из цветов – из цветов

Вили венки из цветов.

А теперь садитесь да на славу потрудитесь. Раньше полотенца дарили не только на свадьбу, но и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям. Предлагаю и вам вышить вот такие красивые полотенца для ваших любимых родных. Вышивать мы будем швом, который называется «крестик». Как выдумаете, почему его так назвали? Правильно, в основе узора лежат крестики, нитки накладываются одна на другую из одного угла клеточки в другой. Давайте посмотрим на узор. Нитки какого цвета в нем используются? (ответы детей). Но мы с вами «вышивать» будем не нитками да иголками, а карандашами цветными да яркими. (Дети рисуют. Педагог ходит, хвалит, обращает внимание на удачные работы.)

После завершения работы устраивается выставка нарисованных «Полотенец», дети вместе с педагогом рассматривают работы, отмечают особенности и неповторимость каждой.

Потом продолжает: Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие и непохожие полотенца у нас получились. Вы их подарите своим любимым людям. Давайте теперь все вместе вспомним, кому еще принято было дарить полотенце в далекие времена (дети отвечают). А что означал этот подарок?

(пожелание всего хорошего, счастья). Кто вышивал полотенца? (невеста с подружками). Правильно, все девушки в те далекие времена умели вышивать, были мастерицами и рукодельницами. Теперь и вы умеете. А когда вы еще немного подрастете, то сможете научиться вышивать нитками по ткани. И некоторые из вас, возможно, смогут вышить такие полотенца, как у меня. А теперь мне пора поторопиться, а то я боюсь на свадьбу Варвары и Ивана-Царевича опоздать (прощается и уходит).

Публикации по теме:

Проект «Приобщение дошкольников к традиционной культуре семейских» «Горсточку русских сослали В страшную глушь за раскол, Землю да волю им дали: Год незаметно прошел – Едут туда комиссары, Глядь -уж.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста «Лакомка»Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста «Лакомка» Описание: Данный материал предложен воспитателям МБДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Цель: формирование.

Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое культурное наследие. О русской культуре» Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре. Задачи: - обобщать первоначальные представления о культуре.

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы для педагогов ДОУМастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы для педагогов ДОУ Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по изготовлению тряпичных кукол. Задачи: - познакомить с историей народной.

Конспект НОД по формированию представлений о космосе «Ракета»Конспект НОД по формированию представлений о космосе «Ракета» Цель: Творческое и познавательное развитие детей Задачи: Познавательное развитие • расширять представления детей о космосе. • развитие.

Конспект НОД по формированию представлений о ЗОЖ «Нам вместе весело» Автор-составитель: Хисамова Лилия Ханифовна, педагог дополнительного образования Тема. Нам вместе весело. Цель: Привлечение детей к занятиям.

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Презентация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 1 «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 2 Распространение цифрового.

Автор публикации:
Конспект НОД по формированию представлений о традиционной русской культуре «Вышитое полотенце»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 20:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД