Лучший педагог года

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа

Светлана Колобова
Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа

Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения»

Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека с Богом. Любая встреча подсознательно несёт в себе надежду на благо, веру в лучшее. Встреча простого человека с добрым человеком вселяет добро, встреча с жизнерадостным человеком вселяет любовь к ближнему, любовь к самой жизни. Встреча человека с Богом вселяет чистые помыслы, веру, надежду и любовь. У каждого человека встреча с Богом происходит по-разному, кто-то впитывает ее с молоком матери, кто-то подходит к этой встрече осознанно в зрелом возрасте.

Публикация «Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» размещена в разделах

Я работаю в сфере образования, воспитателем детского сада. В самом слове «образование» заложено ключевое слово – образ. Когда иконописец начинает грунтовать доску, он гладкую поверхность царапает, чтобы всё последующее держалось крепче, вот и наша задача гладкую, спокойную поверхность детской души слегка растревожить, привести в движение, чтобы возбудить у ребёнка интерес к тому, что происходит с нами. Активизировать потребность не только в материальном, но и в духовном благосостоянии.

Многие родители главное внимание в воспитании детей обращают на то, чтобы они хорошо питались, выросли здоровыми, получили хорошее образование, развили свои способности и природные дарования, но очень часто забывают о духовном воспитании своих чад. Семья в наше сложное время пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Многие из нас за помощью обращаются к вере и молитве, устремляются к встрече с Богом, чтобы стать добрее и лучше. Слово Божие испокон веков звучало и воспринималось на Руси по-особенному. Тогда ещё на Руси не существовало такой системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня, и религиозное самосознание детей формировалось в раннем нежном возрасте в семье словами Священного писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», поэтому, если мы совместными усилиями достигнем успехов в духовном воспитании своих детей, то и все остальное приложится само собой. К сожалению, в современной семье ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать их значимость в духовно-нравственном развитии детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» в «центр» воспитания

поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». Статья 29, – сказано в «Конвенции о правах ребенка».

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В 2013 – 2014 учебном году в нашем детском саду была поставлена годовая задача «Приобщать дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Работая над поставленной задачей, мы поставили перед собой цель воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям.

- провели анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности родителей в совместной работе детского сада и семьи по данной теме;

- реализовывали комплексный подход к воспитанию у детей духовно-нравственных чувств;

- осуществили разработку проектов по культурно - досуговой деятельности.

Мы проанализировали проделанную работу и решили расширять свою деятельность в данном направлении, так как отметили возросший интерес у детей и родителей к данной теме. Для того чтобы понять, правильно ли мы подходим к работе над темой православия, решили обратиться за помощью к Серегиной З. Б. Зинаида Борисовна охотно провела ряд консультаций для педагогов нашего детского сада, отметила распространенные ошибки, указала, на что следует обращать особое внимание. Так в нашем детском саду появился ряд праздничных мероприятий, посвящённых теме православия. Мы стараемся проводить их при участии родителей, так как вовлечение их в праздничное действие является лучшим способом установления дружеских и доверительных отношений между педагогом и родителем. Праздник с элементами православия несет в себе большую информационную и воспитательную функцию, в ходе которого дети ненавязчиво получают необходимую информацию и лучше усваивают духовные ценности и нравственные нормы. А когда ещё они видят искреннюю заинтересованность своих родителей во всём происходящем, то у них уже не возникает сомнений в правильности выбора этих ценностей. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников : образное воплощение праздничной идеи; доступное для понимания детей содержание; динамичное развитие действия. А самый главный принцип – он должен развивать духовные качества ребенка. Православные праздники со всеми относящимися к ним обрядами – это источник познания народных традиций, мудрости поколений, русской души, уклада жизни нашего народа.

Широко проводится праздник Рождества Христова. Много внимания отводится предварительной работе (беседы, чтение литературы, знакомство с Библией, приглашаются родители, которые рассказывают о празднике, вместе с ними участвуем в конкурсе «Рождественская игрушка»). Дети, посещающие Воскресную школу, делятся со своими сверстниками о ярких моментах празднования Рождества Христова, знакомят нас с православными песнями, которые глубоко трогают душу каждого, помогают прочувствовать идею праздника. Используем показ презентации о Рождестве младенца Иисуса Христа, который на эмоциональном уровне способствует приобщению воспитанников к православной культуре. Мы верим, что именно на таком празднике у кого-то произойдет первая встреча с Богом.

Осознанно проводится в нашем учреждении праздник «Пасха Христова». Педагоги знакомят с историей праздника через чтение пасхальных рассказов, рассматривание праздничных иллюстраций, изделий народных умельцев (расписные деревянные яйца, куличи). Проводятся беседы, в ходе которых дети с большим удовольствием рассказывают о своих семейных традициях празднования Пасхи. Воспитанники и их родители принимают активное участие в изготовлении «писанок» и различной пасхальной утвари. А наша задача за всеми праздничными приготовлениями помочь детям увидеть, разглядеть и запечатлеть в душе радость ВСТРЕЧИ спасительной вести Воскресения Христова.

Традиционно в нашем детском саду дети старшего дошкольного возраста участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы. С воспитанниками организуются тематические беседы, фотовыставки на тему «Герои моей семьи», посещения «Краеведческого музея». Вся эта работа ведется в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Родители охотно отзываются на просьбы воспитателей и рассказывают детям о том, как и, каким образом, их семья приближала победу. Неизгладимое впечатление производит на детей встреча с живым участников войны. Много раз Киреев Федор Акимович – ветеран ВОВ, приходил в детский сад на мероприятия, посвященные этому великому празднику. При виде героя и его боевых наград дети вдруг неожиданно меняются: они становятся по-взрослому внимательными и серьезными. В их глазах читается уважение к старшему поколению, осознание подвига, которое оно совершило. Как итоговое мероприятие в детском саду проводится утренник, в ходе которого дети проникновенно поют песни военных лет, разыгрывают сценки, читают стихи. Многие семьи воспитанников изготовили «штендеры», и с ними в руках дети шествуют к вечному огню. Всё это способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за русский народ, за Родину. День Победы празднуем с транспарантами прадедов в руках, шествуя с ними в колонне к вечному огню.

С целью расширения знаний детей о традиционных православных праздниках нашего Отечества и приобщения к православной культуре знакомим ребят с праздником Сретения Господня. Рассматриваем икону «Сретенье Господне», такого письма, изображение которого доступно для восприятия ребёнка и воспринимается им как наше культурное наследие. Старшие дошкольники с интересом слушают стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье».

(Рассказать про праздник Святой ТРОИЦЫ)

Всё это наши маленькие шаги вперёд, навстречу с Богом. И в начале этого пути важно, чтобы в сознании у детей и у нас, взрослых, появилась уверенность в том, что Господь добр и будет рад, если мы с открытой душой будем идти навстречу к нему.

И заведующий, и коллектив, и родители заинтересованы в том, чтобы дети встали у истоков православной культуры в стенах нашего учреждения. На основе того опыта, что приобрёл наш детский сад за долгие годы, появилась определённая цель прививать у детей любовь и веру в Бога.

Каждая деятельность дошкольника пронизана добром и желанием творить, созидать.

Работая по данном направлении, я также провела цикл занятий. Они проходили в удобное время, как кружковая работа, где желанными гостями были родители, сотрудники детского сада. Так, на занятие по теме «Квашения капусты» пришла бабушка воспитанника и поделилась своим рецептом, не только рассказала о способе приготовления вкусной квашеной капусты, но и затронула тему русских традиций. Так дети познакомились с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

Больше всего дети полюбили работу с тестом, которую я начала с беседы о быте наших предков. В те времена печь считалась душой русской избы и всё, что готовилось в ней, делалось с любовью. В изделия из теста вкладывалась любовь, душа бабушки, тётушки, мамы, только тогда можно было ожидать нежную мягкую выпечку. При замешивании теста, когда добрые руки вбивали в тесто муку, масло предлагалось помолиться и подумать о том, кого мы хотим порадовать своими румяными пирожками. Добрые помыслы души были залогом хорошей выпечки. Во время таких бесед я пыталась донести до своих воспитанников, что с тех давних пор ничего не изменилось по отношению уважения к труду взрослых. Взрослое поколение понимает и помнит, что с испокон веков на Руси было особое отношение к хлебу. Недаром говорилось: «Хлеб – всему голова». Все эти знания хочется передать детям и заложить в них такое же уважение и бережное отношение к ближнему и его трудам. При подготовке к занятию я замешивала тесто рано утром с теми, кто приходил первый в садик. И отрадно было слышать, что дети интересуются этим, хотят тоже поучаствовать в процессе приготовления теста. Это их настолько увлекло, что часто звучал вопрос: «Когда же мы будем ещё печь?». На Руси каждый праздник сопровождался своеобразной выпечкой. Это я старалась донести до сознания детей на наших занятиях с тестом. Так, мои воспитанники познакомились с традиционной Пасхальной выпечкой – куличами. Самостоятельно изготавливали из теста «жаворонушков», при этом узнали, что на Руси было много святых, и получили возможность рассмотреть икону «Сорок мучеников Севастийских». При этом непроизвольно затрагивалась и тема поста. «В тесто не будем класть яйца, так как идёт Великий пост. Мясо и яйца употреблять нельзя взрослым, а детям – поменьше» - вот такие незатейливые беседы без принуждения зарождали зёрнышки основ православной культуры. После таких мероприятий дети становились добрее, спокойнее. (Рассказать про венегрет)

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

В нашем детском саду систематически проводятся занятия в разделе «Познание предметного и социального мира», «Развитие речи», где ребёнок знакомится с бытом русского народа, с фольклором, с традициями и обычаями.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они связаны с нравственными качествами. Жертвенная и деятельная любовь к людям требует воспитание таких качеств личности, как:

- доброжелательность, стремление совершать добрые поступки;

- терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить

прощение и прощать, стремление примирять сорящихся, не отвечать злом на зло;

- человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих,

ответственность за своё решение;

- честность и правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки,

признавать ошибки;

- ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание;

- трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим

трудом других;

- совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Мы педагоги, понимаем, что все наши начинания должны поддерживаться родителями, мне повезло, в семьях своих воспитанников я такую поддержку нашла. Родители активно участвуют в мероприятия. На наших праздниках играют роли, готовят проекты: «Мое имя при крещении», «Святые земли Нижегородской», «Мой любимый православный праздник», участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места, что очень приятно.

Один из путей ко встрече с Богом — это путь служения ближнему, на который Господь неоднократно указывает в Евангелии.

Действительно, Христос сам показывает пример смиренного служения ближнему, когда, например, перед Тайной вечерей он начинает омывать ноги своим ученикам, чем очень смущает их. Христос в их глазах действует, как самый последний раб, и поэтому Петр воспротивился: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос отвечает: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15).

И я, как воспитатель понимаю, что Господь дал мне пример в деле воспитания детей, служения малышам. Моя встреча с Богом? Состоялась ли она? А если да, то, как и каким образом? Мне кажется, что мы часто бываем рядом, соприкасаемся, но главная встреча у нас впереди. Как будто за вуалью времени передо мной стоят мои детские впечатления, когда меня и сестру крестили в г. Меленки, не афишируя это. Прабабушка работала в церкви и убедила родителей крестить нас. Тогда я впервые, будучи ещё ребёнком, соприкоснулась с красотой таинства. Это было завораживающе, чудесно, как в доброй сказке. С моими воспитанниками делюсь воспоминаниями о своих встречах с Богом и теми крупинками православия, которые сама приняла. Но самая главная мысль, которой мы можем поделиться с ребенком, эта та, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. Мои маленькие воспитанники с ясельного возраста все носят православные крестики, и я верю, что это поможет малышу встретиться с Богом, только время у каждого своё! Через беседы с воспитанниками стараюсь формировать и у их родителей заинтересованность в приобщении своих детей к основам православия, так как это главный источник нравственного воспитания. Всё, что нам заповедовал Господь, все Его Заповеди актуальны и для нашего современного общества, в частности для меня и моих воспитанников. Очень рада, когда вижу, что мои беседы и знания находят понимание у детей и у родителей. Некоторые семьи моих воспитанников захотели продемонстрировать свои творческие работы, связанные с темой православия, участвуя в епархиальных конкурсах детского творчества.

Рассуждая с коллегами на тему «Что означает встреча с Богом?» подошла к такому выводу: Когда происходит встреча с Богом, это не означает конец земной жизни, это прекрасное изменение в сознании человека и возможность изменить жизнь в лучшую сторону.

Публикации по теме:

Опыт работы по приобщению детей к народной культуре Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Липовская ООШ» «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ в ДОУ» Номинация:.

Приобщение дошкольников к культуре, искусству и традициям русского народа посредством различных видов деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка».

Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому наследию народов Дагестана «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, участвовать.

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа «В стране чувашских узоров» Конспект занятия «В стране чувашских узоров» (средняя группа) Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» г. Новочебоксарска.

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа Доклад к VII ежегодной межрайонной конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования:.

Презентация «Опыт работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной.

Перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к национальной культуре и фольклору народов среднего Поволжья ОКТЯБРЬ. 1-я неделя Беседа на тему: Среднее Поволжье, наша Родина Символика городов Среднего Поволжья Народы, проживающие на территории.

Презентация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Доброго дня, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаю презентацию на тему "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников.

Презентация «Опыт работы детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры» Одним из направлений социального развития детей является духовно-патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 19:49
+145Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД