Получи документы

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа

Светлана Каверина
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа

Доклад к VII ежегодной межрайонной конференции " Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы".

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа».

Публикация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание детей-одно из приоритетных направленийработы нашего образовательного учреждения. Наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. Наблюдая за детьми, в какие куклы они играют, я сделала вывод: современный ребёнок ориентирован на куклы западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской народной кукле, поэтому, учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

Слайд 2.

Народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве.

Слайд 3.

«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» М. Е. Салтыков – Щедрин.

Народная кукла была и остается незаменимым спутником ребенка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции: помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения; представления о правде, красоте, нравственных идеалах.

С точки зрения воспитания, целесообразно вводить народных кукол в жизнь современных детей,начиная с самого раннего возраста.

Слайд 4.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.

Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребенок -существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Слайд 5.

Из выше сказанного определена цель моей работы: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной тряпичной куклой.

Слайд 6.

Для достижения данной цели я ставиласледующие задачи:

обучающие

• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивающие

• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

• развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитательные

• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

• привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

Слайд 7.

Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения.

К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол,создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Слайд 8.

При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Поэтому я организоваламастерскую «Народная кукла» с детьми подготовительной к школе группы.

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

Продуктивная деятельность детей в мастерской «Народная кукла» : изготовление тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка», «Отдарок на подарок», «Кукла Колокольчик», кукол и пряжи: «Рождественский ангел», «Мартинички».

Слайд9.

Основным видом деятельности для дошкольников является игра, а большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек, существующая на Руси с незапамятных времен и до наших дней. Куклы в нашей мастерской сделаны из ткани и ниток, не имеют лица, их можно надеть на палец или держать за палочку. Но дети с удовольствием играют с ними, потому что они сделаны своими руками.

В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Слайд 10.

При проведении досугов и праздников: «Чудеса на Рождество», «Пасха в гости к нам пришла», «Масленица», мы используем тряпичные куклы, изготовленные своими руками.

Слайд 11, 12.

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно

В своей работе с семьей я использую образовательную технологию «Проектная деятельность». Целью данной технологии является создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья». Организация проектной деятельности позволяет осуществлять мне интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Готовясь к совместной деятельности, я провела ряд подготовительных мероприятий:

- родительские собрания и консультации на темы: «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла в игре современных детей», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

- были разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка, а также родителям предложены памятки и буклеты «Русская народная кукла : обычаи и традиции», «Куклы в целительстве».

- для родительского уголка сформирован информативный материал «История создания домодельных кукол», «Правила изготовления традиционной тряпичной куклы».

Наши совместные проекты: «Нарядим кукол к празднику», «Кукла Утешница», «Кукла Колокольчик», во время которых родители познакомились с древним искусством, создали свои кукольные образы вместе с детьми.

Слайд 13.

Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников. Результатом проделанной работы стали:

1. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой :

- мини-музей «Народная тряпичная кукла»;

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

2. Сформированы представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

3. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

4. Сложилась система проведения русских народных праздников с использованием кукол

5. Активизировалась работа с родителями в форме проектной деятельности «Детский сад-семья»

Слайд 14. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла Актуальность выбранной темы: Русская тряпичная кукла - один из видов народного искусства. Необходимо сохранять свою национальную историю.

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница»Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества. Результаты не заставили.

Отчёт по самообразованию «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Изучаемая тема: «Народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни». Цель: Повышение своего теоретического,.

Сценарий занятия «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Цель: формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Познавательное развитие 1. Расширять представления.

Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуреТряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа
Опубликовано: 10 марта 2019 в 08:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД