Папки-передвижки

Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла

Наталья Лузина
Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла

Актуальность выбранной темы:

Русская тряпичная кукла - один из видов народного искусства. Необходимо сохранять свою национальную историю и этническую культуру. Традиционная русская кукла всегда сопутствовала духовной жизни семьи. В русскую тряпичную куклу вкладывался определенный смысл. Она могла быть - оберегом, обрядовой куклой, куклой для забавы детям. Из-за иностранных мультфильмов, компьютерных игр, изобилия игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения, дети теряют интерес к народным сказкам, играм, национальным игрушкам. Мы, педагоги, должны помочь детям найти путь к возвращению народных традиций и обычаев.

Публикация «Приобщение к истокам русского народного творчества, Русская народная тряпичная кукла» размещена в разделах

Цели мероприятия:

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи мероприятия:

Задачи:

- создать атмосферу психологического комфорта;

- побуждать детей к совместной творческой работе;

- знакомить с народными традициями;

- формировать умение работать с текстильными материалами;

- научить делать русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.

Контингент участников:

Младший школьный возраст.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится интерес к обычаям нашего народа, интерес к искусству изготовления кукол;

- будут знать какие материалы используются для изготовления кукол;

- научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении куклы;

- научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.

Кратко о внедрении разработки:

Занятия по изготовлению русской народной куклы проводились в течении 2012-2013 учебного года. Дети с удовольствием посещали занятия. Они изучали историю русской народной куклы, традиции и обычаи, связанные с куклой, различные приемы изготовления куклы. Делали текстильных кукол разных уголков России.

Методы и приемы работы:

На занятии были использованы следующие методы и приемы обучения:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (показ, демонстрация презентации);

- практические (изготовление куклы);

- метод эмоционального стимулирования деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций);

- метод развития познавательного интереса (исторические факты, загадки, создание ситуации творчества).

Необходимое оборудование:

Оборудование:

- проектор;

- экран;

- по три лоскутка цветной ткани размером 25 см,20 см, 15 см;

- лоскут белой ткани со стороной 20 см;

- цветной лоскут треугольной формы;

- кусочек тесьмы;

- нитки;

- вата;

- ножницы.

Методические рекомендации:

Занятие продолжительностью 40-50 мин.

Предварительная работа:

- знакомство детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности;

- просмотр видеофильмов по данной теме;

- экскурсии в краеведческий музей;

- посещение выставок работ народных промыслов;

- посещение музея "Поляна сказок".

Ход мероприятия:

1. Воспитатель.

Ребята, пожалуйста послушайте и отгадайте загадку:

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить. (Кукла)

Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства - русской народной тряпичной куклой.

2. Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов.

3. Воспитатель (показывая куклу) :

- Посмотрите, какую куклу сделала для вас я. Хотите научиться сами делать таких кукол?

4. Изготовление куклы вместе с воспитателем (показ и объяснение последовательности работы) :

1. Берем вату, скатываем шарик для головы.

2. К этому шарику привязываем колокольчик.

3. Этот шарик из ваты кладем в центр большого круга и обвязываем его ниткой.

4. Получилась первая, самая нижняя, юбочка, а внутри колокольчик.

5. Теперь берем круг поменьше, так же ровненько одеваем и обвязываем его. Получилась вторая юбочка.

6. В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив голову в его центре, обвязываем. Получилась третья юбочка.

Воспитатель:

Ребята, давайте немного отдохнем и разучим новую физкультминутку. (Выполняется физминутка)

-Наша куколка гуляла,

И играла, и плясала,

Танцевала и скакала,

А потом она устала,

Забралась под одеяло. (физминутка повторяется несколько раз)

- Продолжим делать наших кукол.

1. Белый квадратный лоскут складываем противоположными углами к центру.

2. Прикладываем, сложенный таким образом белый лоскут к голове, расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

3. Для того, чтобы получились ручки, надо загнуть острые кончики ткани внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края. Одеваем на головку очелье (повойник) - цветную тесемку вокруг головы.

4. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

5. Подведение итогов.

Воспитатель.

- Ребята, давайте покажем друг другу кукол, которые у нас получились.

Вот какие замечательные куколки у нас получились.

Здесь уголок, там уголок,

Завяжем ловкий узелок

И кукла за виднелась.

Она нам будет оберег.

В дому достаток сохранит,

Семью от злобы защитит.

Конечно всем нам нравится

Тряпичная красавица!

(Воспитатель ставит на стол корзинку с закрытой крышкой)

- Ребята, а хотели бы вы научится делать других кукол?

(Корзинка открывается)

- Посмотрите какие еще русские народные куклы бывают.

(Воспитатель достает и показывает кукол)

- Это тульская кукла, кукла девка, кукла девка-баба, кукла Веснянка, куклы свадебные неразлучники. А вот это - кукла мамка, в руках она держит малышей. Об этих куклах я вам расскажу на следующих занятиях, и мы обязательно научимся их делать.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

1. Дети активно участвуют в продуктивной деятельности.

2. Самостоятельно подбирают материалы к следующим занятиям.

3. Предлагают свои варианты изготовления кукол.

4. Мастер-класс по изготовлению кукол.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Приобщение детей к истокам русского фольклора Приобщение детей к истокам русского фольклора. Музыка в дошкольном учреждении источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя.

Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее»Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее» В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема «Русская тряпичная кукла» Цель: • Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Мастер-класс "Народная тряпичная кукла Благополучница" Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “Благополучницы” Задачи: Познакомить.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница»Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества. Результаты не заставили.

Проект «Русская народная кукла»Проект «Русская народная кукла» Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247» г. Нижний Новгород, 2018 г. «Народная кукла, как средство воспитания патриотических.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Русская тряпичная кукла» Цель: Возрождение исконно русских семейных традиций через совместное творчество детей и взрослых. Задачи: 1. Продолжать знакомить с историей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к истокам русского народного творчества. Русская народная тряпичная кукла
Опубликовано: 29 декабря 2018 в 12:39
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД