Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества

Ирина Комкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русского народного творчества в условиях реализации ФГОС»

И. А. Комкова

Музыкальный руководитель

высшей категории МБДОУ № 27

г. Углегорска Сахалинской области

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества» размещена в разделах

Духовность базируется на прошлом,

Соприкасается с настоящим,

Ориентируется на будущее

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определё нные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых. Важным средством духовно-нравственного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Комплексное воздействие различных видов искусства (поэтическое слово, песня, хороводные танцы и игры, произведения живописи, а также наблюдения за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается перед детьми по-особому эмоционально и увлекательно.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, духовно развивается.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Запорожец А. В., Комарова Т. С., Логинова В. И., Сакулина Н. П., Ветлугина Н. П., Шпикалова Т. Я., Халезова Н. Б., наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в духовно-нравственном развитии.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и духовно-нравственного развития ребё нка-дошкольника является музыкальное искусство. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в детском саду в музыкально-образовательной деятельности, на досугах и народных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица и др. Русская народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие детей.

На народных праздниках и гуляниях, досугах происходит более тесное сближение детей, родителей и педагогов детского сада, что играет немаловажную роль в успешном духовно-нравственном воспитании и развитии личности подрастающего поколения.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив задачу знакомить детей с музыкальным и устным народным творчеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Дети с удовольствием участвуют в драматизации русских народных сказок, в народных праздниках и досугах. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность ребёнка были и есть русские народные сказки, которые учат маленького человека отзывчивому отношению к окружающему миру, к пониманию того, что добро побеждает зло. Слушая их, ребёнок бессознательно накапливает целый банк «жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Духовно-нравственные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, интонационной выразительностью пения, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. С помощью музыки, песенных и танцевальных импровизаций у детей совершенствуются исполнительские умения в создании художественного образа. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся так же драматические сценки и пьесы. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева исполнения. Синтетичность драматических действ включает в себя и костюмирование, и пользование декорациями, а нередко игру на народных инструментах и пляску, требует употребления жестов и мимики, выразительного выхода под музыку каждого сказочного персонажа.

Для успешного осуществления в деле воспитания духовно-нравственной личности человека, нами была составлена Программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Основной целью Программы являлось развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. У нас возникла идея проводить все праздники и досуги на основе драматизации сказок, соответствующих теме праздника. Так, например, с детьми старшей группы был подготовлен новогодний утренник по сказке «Морозко».

К Восьмому марта дети показали для мам русскую народную сказку «Егорушка». Ко Дню защиты детей весь детский сад смотрел сказку «Колобок».

Опыт работы показал, что широкое включение народного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной жизни, учит быть добрым и отзывчивым, знакомит их с обычаями и традициями своего народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в дошкольном учреждении. Действуя совместно со взрослыми, дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу.

Таким образом, опыт работы убеждает нас в эффективности использования народного искусства для духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.

Литература

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». – М. : Просвещение, 1968.

2. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду». – М. : просвещение, 1974.

3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». – М. : просвещение, 1967.

4. Новикова Г. П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста». – М. : Аркти, 2003.

5. Федеральная государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобразования науки РФ от 23.11.2009.

6. Справочник музыкального руководителя № 0 2012 г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к малой Родине С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы,.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством сказкотерапии» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Приобщение детей к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина 1 слайд Я работала по теме: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: приобщение детей к творчеству великого русского поэта.

Нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора Проблема духовно-нравственного воспитания.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества
Опубликовано: 3 июня 2018 в 12:27
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД