Папки-передвижки

Проект «Русская народная кукла» (6 фото)

Амина Керимова
Проект «Русская народная кукла»

Керимова Амина Александровна

МБДОУ «Детский сад № 247»

г. Нижний Новгород, 2018 г.

«Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста и приобщения их к истокам родной культуры»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Публикация «Проект „Русская народная кукла“» размещена в разделах

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – очень сложная и актуальная задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркивается в Программах государственного, региональных, муниципальных уровней.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально – педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе нравственных ценностей, к которым относится чувство патриотизма, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Интерес к истокам родной культуры в современном мире возрастает. Происходит это потому, что знание людьми традиций и культуры своего народа обогащает жизнь, вселяет чувство гордости за себя и свою семью, укрепляет связь поколений. Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н. Ф. Виноградовой, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др., закладывается позитивно оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе.

О возрождении культурных традиций, в которых значительное место

занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой,

Н. Ю. Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклыв каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Известные художники написали картины, где мы можем увидеть образ куклы : М. Игнатьев

«Няня», К. Лемох «Варька», В. Максимов «Мечты о будущем»,

«Материнство», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев С. Кожин

«Масленица на Руси», «Масленица», В. А. Тропинин «Девочка с куклой» и др. Народные куклы оставили свой след и в русских народных сказках :

Русская народная кукла в сказках и былинах русского народа

Русская народная сказка «Терёшечка» - Русская народная кукла «Пеленашка»

Еще до рождения ребенка, мать изготавливала маленькую куколку «Пеленашку», которая затем, уже после рождения малыша лежала у него в кроватке и оберегала от злых духов. Именно об этой куколке идет речь в русской сказке «Терёшечка». Для малыша делали и других куколок: «Зайчика на пальчик», «Птичку» или куколку «Бессоницу». Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». А на ночь пели колыбельные: «Спи, мой зайчик маленький, серенькие ушки, беленькое брюшко, маленький зайчик, маленький.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» - Русская народная кукла «Ведучка»

Когда девочка подрастала, мама дарила ей куколку «Ведучку», которая передает дочери свои знания от том, как ладить отношения с этим миром. Именно об этой куколке описано в сказке «Василиса прекрасная»

Русская народная сказка «Крупеничка»

Русская народная кукла «Крупеничка»

В русской народной сказке о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан, Богомолка пожалела девушку, превратила в гречишное семечко и спрятала Крупеничку в кисет, в котором принесла ее к родному дому. А чтобы татарский хан не смог отыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик. Так появилась на Руси гречиха.

Традиционно куклу «Крупеничку» наполняли гречишным зерном или пшеницей. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте, в красном углу. Это была главная кукла в семье. Первые горсти отборной гречихи или пшеницы для посева брали из нее.

Русская народная сказка «Снегурочка» - Русская народная кукла «Кострома»

Сюжет в русской народной сказке «Снегурочка» возник из древнего славянского обряда сожжение куклы «Костромы» символа Богини земли и плодородия, а также олицетворения зимы. Само слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. Этот обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и в сказке, Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Русская народная сказка «Соломенная Масленица» - Русская народная кукла «Масленица»

Эта кукла – обязательный атрибут праздника «Масленица». В руках у нее блины - символ солнца. Целую неделю, буйствует Масленица со своими блинами, а потом чучело Масленицы сжигается, так как эта кукла символизирует переход из одного времени года в другое.

Во многих русских народных сказках говорится о рождественских колядках, которые проходили с участием куклы «Коляда» и «Коза». «Коза и медведь», тоже непременные участники рождественских праздников, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Русские народные куклы «Коляда» и «Коза»

Праздник «Спиридон – солнцеворот» – это праздник зимнего и летнего солнцестояния. Праздник нарождающегося или уходящего солнца. На празднике проходили обряды, посвященные солнцу: делали лыковую куклу Спиридона-солнцеворота, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считалось, что Спиридон поворотом колеса может полностью изменить жизнь человека, направив ее в нужную сторону. Русская народная кукла «Спиридон – солнцеворот

Сжигая одежду куклы со старыми вещами, приговаривали: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет. Колесо гори, катись, с весною красною вернись!».

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. От народной куклы – к русским народным традициям в детском саду. В МБДОУ, проводятся праздники и тематические занятия, посвящённые народным традициям : «Осенины», «Колядки», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Рождество» и другие. С большим удовольствием и взрослые, и дети участвуют в таких мероприятиях. Ежегодно проводится фестиваль народных игр. Народные праздники и развлечения синтезируют в себе все формы детского творчества. В них отражены обычаи, обряды, игры, представлена национальная одежда. Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Почему автор выбрала народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. В. О. Ключевский верно подметил: «Если отнять у современного человека нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет, и всему разучится и должен будет все начинать сначала».

Поставлены и реализованы следующие задачи:

обучающие:

- знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

- формирование у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

- обобщение представлений детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивающие:

- развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле;

- развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использование наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

- развитие эстетического вкуса и творчества детей;

воспитательные:

- воспитание интереса к изготовлению тряпичной народной куклы;

- воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего народа, чувства патриотизма;

- воспитание трудолюбия, аккуратности в работе при изготовлении тряпичной куклы;

- привлечение родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного дети узнали историю возникновения и научились делать следующих народных кукол : Кукла Ангел, Кукла Пеленашка, Крестец, Кукла на ложке, Колокольчик, Веснянка, Кукла Счастье, Кукла Масленица, Птица – радость.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

- изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

- изготовлены технологические карты изготовления кукол ;

- оформлена картотека народных игр;

- изготовлено методическое пособие «Календарь народной куклы»;

- методическая разработка «Календарь народной куклы и народных праздников»

-проведены мастер-классы;

- оформление мини – музея «Русская народная кукла»

- картинная галерея «Образ куклы в картинах художников»

В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и нравственно-патриотические достижения человека.

Проект «Русская народная кукла»
Фото «Русская народная кукла»
Проект - фото
Фото №1 Керимова Амина Александровна МБДОУ Детский сад г Фото №2 Нижний Новгород г Фото №3 И в старом красоту находим Хоть новому принадлежим

Список используемой литературы:

1. Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду». –

М. : ТЦ Сфера, 2006. – 320с. – (Вместе с детьми);

2. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. «Народный календарь». – Издательский дом «Цветной мир», 2014;

3. Куприна Л. С., Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством». 3 – е издание переработанное и дополненное – СП 6: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2010

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка» Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка" Создатели проекта: Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с. Киселева Оксана.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Педагогический проект «Русская кукла» Педагогический проект «Русская кукла» Участники проекта: воспитанники и родители Руководитель проекта: воспитатель Кузнецова Елена Владимировна.

Проект по приобщению к русской народной культуре «Кукла — народная игрушка» Выполнила: воспитатель Мишина Г. М. Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Задачи проекта: Познакомиться.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группеПроект «Русская народная игрушка» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 4 «Колосок» муниципального района Давлекановский.

Творческий игровой проект в старшей группе «Русская народная сказка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колобок» Творческий ролево-игровой проект[«Русская народная.

Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка»Мастер-класс «Русская народная кукла — оберег Веснянка» Доброе время суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Совсем не много осталось до окончания холодного периода года - зимы. Не.

Творческий проект «Русская народная кукла» Кто в детстве в куклы не играл, Тот счастья не видал. (народная мудрость) Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет.

Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности» Вид проекта групповой среднесрочный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская народная кукла»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 23:01
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД