Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»

Светлана Саутнер
Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»

Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка"

Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»

Создатели проекта: Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с.

Киселева Оксана Леонидовна – воспитатель

Саутнер Светлана Вильгельмовна-воспитатель.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели

Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре

Задачи:

• Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

• Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

• Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку

• Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности Этапы реализации проекта.

• Знакомство с историей возникновения народной куклы.

• Изучение видов кукол.

• Изучение технологии изготовления кукол.

• Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• Знание разнообразных народных игрушек, содержания игр с ними

• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

• Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Работа с родителями:

Работа с родителями:

• Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям»

Информационно-стендовые материалы: «Как сделать тряпичную куклу», «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки» и др.

• Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка»

Детско-родительское творчество: изготовление тряпичных кукол,

• Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки

Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)

Режиссерские игры с тряпичными куклами

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

• Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

• Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ

Первая кукла-мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы: Она является частью культуры всего человечества, Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа.. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни, и сжигали на костре, либо топили в воде.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер класс по е изготовлению для дошкольников.

При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещ очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Эти куклы не имеют лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало. На каждый узелок такой куклы делают заговор, например, на замужество, или на рождение ребенка, или на здоровье, на счастье и т. д., благодаря чему они защищают человека, принимают на себя болезни и несчастья, помогают в делах.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещ и символом продолжения рода.

На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времн была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В любом крестьянском доме можно было видеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.

Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Но наши мальчишки, тоже решили принять участие в проекте. Конечно, делали они уже все по-современному, с помощью ножниц и швейной машинки.

Все славянские куклыобереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлнным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.. Куклаизготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались вервочкой, надевался платочек, и кукла готова

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

Реализация проекта

Экскурсии в библиотеку : познавательное занятие «Народная кукла в России»

Дети рассказывают друг другу как они сделали своих кукол. А также разбираются в старинных названиях кукол и истории народной куклы

В Параскеву Пятницу я смотаю куколку,

Добрую хозяюшку,

милую жену.

Развеслы здравицы буду петь без умолку,

Заплету в головушку травушку-весну.

Лентой крестик выложу да на белом личике,

Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму.

- Нету ладу, удержу, накажи обидчиков!

Научи, пригожая, счастью да уму.

Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности, в т. ч. совместные и самостоятельные свободные игры

Выводы

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

• Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Публикации по теме:

Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка.

Проект «Народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего.

«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка — кукла-оберег» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка – кукла-оберег» Цели: • Расширять.

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками по теме «Народная кукла» Дата проведения: 15.01. 2018 г. Педагог – мастер: воспитатель Черникова Елена Александровна Продолжительность мастер – класса: 15 минут.

Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий.

Творческий проект «Русская народная кукла» Кто в детстве в куклы не играл, Тот счастья не видал. (народная мудрость) Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет.

Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности» Вид проекта групповой среднесрочный,.

Мастер-класс «Народная игрушка — кукла «Пеленашка» Мастер -класс “Народная игрушка – кукла - Пеленашка”. Провела воспитатель Золкина О. Н. для родителей,воспитателей и детей (2013.11.18.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Динозавры
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»
Опубликовано: 12 июня 2018 в 20:07
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

Фотоотчёт о поделке «Мороженое для игры в супер-макет» — ко Дню Эскимо на МAAM
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию поделку из бумаги и столовых салфеток "Мороженое". Эту поделку мы делали с детьми...
Детский мастер-класс «Дерево в инее»
Зима - очень красивое время года! Особенно, когда на улице мороз, солнце, точно из стихотворения "мороз и солнце, день чудесный. ". Белоснежные деревья...
Фотоотчёт о рисовании в подготовительной группе «Новогодняя ёлка»
Попова Валентина Фото отчёт о рисовании в подготовительной группе "Новогодняя ёлка" Давно уже прошли новогодние праздники, а мы всё продолжаем...