МААМ-картинки

Проект «Народная игрушка»

Щукина Светлана
Проект «Народная игрушка»

Краткая аннотация проекта :

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах

Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Анкетирование показало, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.)народные игрушки – 10%.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.  Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности.  С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Актуальность :

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или  берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал  куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

   Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

  Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов,  обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Проблема:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Причины:

Снижение интереса к созданию игрушки (в сравнении с физическим, умственным и эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей

Цель проекта :

-Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек

-Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)

Задачи проекта :

-Формировать представления детей о русской народных игрушках : Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка.

-Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

Предполагаемый результат:

-Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке.

-Бережное отношение к окружающим предметам

-Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

Предварительная работа:

Материальное оснащение проекта :

Помощь родителей для приобретения призов участникам конкурса.

1 этап - подготовительный

На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.

Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки, никто из родителей не изготавливает

игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.

2 этап - основной

Работа с детьми:

Виды деятельности, формы и содержание работы.

-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».

-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их

познавательной активности.

-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.

-Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).

-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.

-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».

-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»

-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».

-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.

-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.

-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».

-Театральные представления по теме «Народные игрушки»

-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»

-Экскурсия в горницу.

3 этап - заключительный этап

Итоговый и заключительный этап, на котором были

1. Отслежены результаты работы;

2. Организована выставка;

3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;

4. Оформлена папка-передвижка.

5. Создан мини-музея «Народная игрушка»

В ходе реализации данного проекта достигнуты определё нные результаты:

1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;

2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;

3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;

4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;

5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта

6. в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,

Месяц Ноябрь.

Формы работы:

-изучение литературы и обобщение полученной информации;

-наблюдение;

Цель: Расширить знания о содержании и значимости народного творчества для жителей города. Закрепить и пояснить, чем полезно народное творчество.

Месяц Декабрь.

Формы работы:

-организовать конкурс рисунков-совместный проект родителями «Будущее народного творчества»

-Отчетное занятие «Прекрасные игрушки»

-Загадки о игрушках

Итог: Закреплять представление о народном творчестве, установление доверительных детско-родительских отношений, заинтересованность родителей в сотрудничестве, выставка совместного творчества.

Деятельность родителей в организации проекта :

-Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;

-Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.

-Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками : матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.

-Чтение и разучивание с детьми  дома  стихов об игрушках

Деятельность воспитателя в реализации проекта :

-разработка конспектов НОД, организация экскурсий, подборка художественной литературы

-оформление выставок детских работ

-разработка домашних заданий для детей и родителей

-разработка консультаций памяток для детей и родителей.

Результаты реализации проекта

В результате реализации проекта : «Народная игрушка», мы добились большого значения для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей. На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.

Публикации по теме:

Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка»Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Изначально, у этой куклы не было.

Дидактическая игра «Из чего сделана народная игрушка»Дидактическая игра «Из чего сделана народная игрушка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Радуга» комбинированного вида Истринского муниципального района. 143530.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой).

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Паспорт проекта «Народная игрушка» ПАСПОРТ ПРОЕКТА № п/п Структурные компоненты проекта Содержание 1. Тема проекта «Народная игрушка». 2. Автор проекта Крючкина И. Ю. ГБДОУ.

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект «Народная Игрушка» Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,.

Проект «Русская народная игрушка-Матрешка» Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию во 2 младшей группе «Русская народная игрушка - Матрешка» Актуальность.

Проект «Народная игрушка — лучшая подружка» Цель проекта: создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной игрушки. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с народной.

Конспект занятия «Русская народная игрушка» Тема: Русская народная игрушка. Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 20:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД