Папки-передвижки

«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации

Надежда Дульберг
«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации

В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное : поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Публикация «„Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком“, Методические рекомендации» размещена в разделах

В течение нескольких лет приоритетным направлением работы педагогов нашего дошкольного учреждения является социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами нашего сада стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения кубанской народной куклы.

Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Работа с народной куклой

С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

Именно поэтому, на базе изостудии «Радость» был разработан и апробирован проект «Кукольный календарь», в котором мы вместе с детьми попытались изучить, сохранить и в какой-то мере возродить традицию изготовления куклы.

Цель – формирование у дошкольников интереса к истории и культуре кубанского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.

Задачи, реализующие цель:

• Познакомить с особенностями кукол кубанского народа.

• Раскрыть роль народной куклы в жизни людей.

• Научить изготовлять тряпичную куклу.

В процессе ознакомления детей с историей возникновения кубанской народной куклы учитываются следующие принципы:

1. Принцип доступности изучаемого материала.

2. Принцип историзма, который реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания.

3. Принцип «Единство эмоций, действия, интеллекта» - этот принцип предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущено им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.

4. Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Этапы:

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение кукол по народному календарю

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы.

5. Изготовление обереговых и игровых, сувенирных кукол

Немного из истории

В кубанских народных традициях отмечено участие детей в обрядах осеннего периода, зимних святок, Масленицы, встречи весны, Пасхи и т. д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми: дети подражали взрослым и все же это был другой мир праздника, - отличный от взрослого - мир участия игровой куклы.

Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки кукол, сделанных руками взрослых.

Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.

Давным-давно кукол делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.

Куклы обычно делались из кусочков старой, ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина, вызывающей положительные эмоции и воспоминания. Особенно это важно приизготовлении оберегов для детей (Кувадки, Пеленашки). Для их изготовления не использовались острые предметы: ножницы (ткань разрывали руками) и иголки, также никогда не обрабатывали и не подшивали края ткани.

Обрядовые же куклы делались из нового, нарядного полотна. Все детали кукол и их одежды закреплялись нитками, преимущественно красного (обережного) цвета.

Куклам практически никогда не рисовали лица, чтобы они оставались неодушевленными, и в них не вселялись злые силы.

К игровым куклам менее строгие требования, тут уже можновоспользоваться ножницами и иголкой (Веснянка, Куколка на счастье). Куклы делаются разной величины, от маленьких, помещающихся в кулачке оберегов для путников (Подорожниц, до больших, обрядовых кукол Масленица или Крестец. Но самые популярные размеры «с ладонь» и «с локоть».

Изготовление кукол приурочивается не только к бытовым событиям, обрядам, но тесно связывается со временами года, календарными праздникам, поэтому нами был составлен «Кукольный календарь».

При изготовлении тряпичной куклы необходимо учитывать:

Потребность

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.

Исторические традиции

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой кубанского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Изготовление кукол сопровождалась пением, уговорами, стихотворениями. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Инструменты и материалы

Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. Это правило для большинства народных кукол.

Нам потребуются: нитки, немножко ваты, синтепон, лоскутки ткани, тесьма и ленты.

Технология изготовления

Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и элементом красивой сказки, которую можно создать своими руками. Если есть вера, обереги станут магическими, а если нет веры, то оберег останется красивой куклой.

Аккуратность и безопасность выполнения

Нам не придётся особенно беспокоиться о безопасности труда, ведь, как было уже сказано выше, куклы-обереги изготавливаются без использования иглы и ножниц.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Публикации по теме:

Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком»Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» "Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.

Мастер-класс для родителей «Создаем народные куклы своими руками. Тряпичная кукла-оберег «Желанница»Мастер-класс для родителей «Создаем народные куклы своими руками. Тряпичная кукла-оберег «Желанница» Подготовила Жерносек Елена Александровна воспитатель 1. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного.

Методические рекомендации родителям «Читайте книги вместе с детьми» Детская книга – это средство образования и воспитания ребёнка. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется.

Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через образ «Народную куклы» Автор: Чижова Любовь Григорьевна воспитатель МБДОУ Курагинский.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Тряпичная кукла, её роль в мини-музее Тряпичная кукла, её роль в мини-музее. Так сложилось исторически, что любовь к куклам у ребенка заложена на генном уровне. Кукла неразрывная.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс.Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс. Кукла «Капустка» получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации
Опубликовано: 22 января 2018 в 12:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД