Надежда Дульберг
«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное : поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Публикация «„Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком“, Методические рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В течение нескольких лет приоритетным направлением работы педагогов нашего дошкольного учреждения является социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами нашего сада стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения кубанской народной куклы.
Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Работа с народной куклой
С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.
Именно поэтому, на базе изостудии «Радость» был разработан и апробирован проект «Кукольный календарь», в котором мы вместе с детьми попытались изучить, сохранить и в какой-то мере возродить традицию изготовления куклы.
Цель – формирование у дошкольников интереса к истории и культуре кубанского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.
Задачи, реализующие цель:
• Познакомить с особенностями кукол кубанского народа.
• Раскрыть роль народной куклы в жизни людей.
• Научить изготовлять тряпичную куклу.
В процессе ознакомления детей с историей возникновения кубанской народной куклы учитываются следующие принципы:
1. Принцип доступности изучаемого материала.
2. Принцип историзма, который реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания.
3. Принцип «Единство эмоций, действия, интеллекта» - этот принцип предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущено им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.
4. Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Этапы:
1. Изучение истории возникновения народной куклы
2. Изучение кукол по народному календарю
3. Изучение технологии изготовления кукол
4. Создание пособия по изготовлению народной куклы.
5. Изготовление обереговых и игровых, сувенирных кукол
Немного из истории
В кубанских народных традициях отмечено участие детей в обрядах осеннего периода, зимних святок, Масленицы, встречи весны, Пасхи и т. д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми: дети подражали взрослым и все же это был другой мир праздника, - отличный от взрослого - мир участия игровой куклы.
Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки кукол, сделанных руками взрослых.
Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.
Давным-давно кукол делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.
Куклы обычно делались из кусочков старой, ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина, вызывающей положительные эмоции и воспоминания. Особенно это важно приизготовлении оберегов для детей (Кувадки, Пеленашки). Для их изготовления не использовались острые предметы: ножницы (ткань разрывали руками) и иголки, также никогда не обрабатывали и не подшивали края ткани.
Обрядовые же куклы делались из нового, нарядного полотна. Все детали кукол и их одежды закреплялись нитками, преимущественно красного (обережного) цвета.
Куклам практически никогда не рисовали лица, чтобы они оставались неодушевленными, и в них не вселялись злые силы.
К игровым куклам менее строгие требования, тут уже можновоспользоваться ножницами и иголкой (Веснянка, Куколка на счастье). Куклы делаются разной величины, от маленьких, помещающихся в кулачке оберегов для путников (Подорожниц, до больших, обрядовых кукол Масленица или Крестец. Но самые популярные размеры «с ладонь» и «с локоть».
Изготовление кукол приурочивается не только к бытовым событиям, обрядам, но тесно связывается со временами года, календарными праздникам, поэтому нами был составлен «Кукольный календарь».
При изготовлении тряпичной куклы необходимо учитывать:
Потребность
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.
Исторические традиции
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой кубанского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Изготовление кукол сопровождалась пением, уговорами, стихотворениями. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Инструменты и материалы
Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. Это правило для большинства народных кукол.
Нам потребуются: нитки, немножко ваты, синтепон, лоскутки ткани, тесьма и ленты.
Технология изготовления
Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и элементом красивой сказки, которую можно создать своими руками. Если есть вера, обереги станут магическими, а если нет веры, то оберег останется красивой куклой.
Аккуратность и безопасность выполнения
Нам не придётся особенно беспокоиться о безопасности труда, ведь, как было уже сказано выше, куклы-обереги изготавливаются без использования иглы и ножниц.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.