Получи документы

Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры

Любовь Чижова
Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через

образ «Народную куклы»

Автор: Чижова Любовь Григорьевна воспитатель МБДОУ Курагинский детский сад №15, п. Курагино, Красноярского края

  «Тряпичная кукла - кладезь народной

                                                       мудрости, хранительница преданий,

                                                       обрядов и традиций своего народа».

                                                                           М. Е. Салтыков - Щедрин          

Публикация «Проект „Тряпичная кукла“, Приобщение детей к истокам русской культуры» размещена в разделах

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал».

Народная мудрость

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

Тип проекта : долгосрочный

Срок реализации : октябрь-ноябрь

Вид проекта : Групповой

Вид проектной деятельности : Исследовательский, творческий

Участники проекта : Дети старшей группы «Пчелки», воспитатели, родители

Цели проекта : формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол

Задачи проекта :

Изучить историю возникновения народной куклы.

Расширить знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки).

Познакомить детей и родителей с техникой изготовления тряпичных народных кукол

Пополнить предметно-развивающую среду в группе.

Воспитывать гордость и уважение к истории и традициям русского народа.

Проблема: Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Предполагаемый результат:

- у детей сформированы знания о русской народной кукле о ее роли, значении материалах, необходимых для её изготовления.

- созданы альбомы по теме проекта

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

- мини-музей народной куклы «Тряпичная кукла».

- в детях воспитано любовь и уважение к народным традициям и прошлому русского народ

- Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

- Проект используется при изучении следующих тем: «Семья», «Традиции и обряды», «Народные праздники»,»Труд людей», «Игрушки», «Времена года», «Одежда».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Составление плана проекта, определение сроков реализации.

Сбор необходимой информации: книги, презентации, интернет, журналы и т. д

Основной этап:

Работа с родителями:

- Проведение круглого стола по теме проекта, консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей». «Что такое мини-музей».

Анкетирование родителей, «Как и во что вы играете со своим ребенком».

- Создание коллекции тряпичных кукол.

- Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичной куклы (кукла-Пеленашка) «Рукам – работа, душе – праздник!».

Мастер-класс с родителями изготовление куклы (Колокольчик).

Работа с детьми:

1. Методом трех вопросов мы с детьми определили ход проекта.

Что знаю?

Народных кукол: масленица, чучело огородное.

Историю возникновения народной куклы.

Что хочу узнать?

Какие еще есть народные куклы?

Как сделать самостоятельно куклу?

Можно ли играть с такими куклами?

Как узнать?

Найти в интернете, в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения.

2. Проведение конкурсов детских рисунков «Тряпичная кукла».

3. Проведение мастер-класса изготовление куклы «Ангел»

4. Разработка и проведение НОД с детьми по теме: «Народная игрушка»

5. Экскурсия в музей п. Курагино.

Работа с педагогами:

1. Презентация проекта

2. Мастер класс с педагогами ДОУ в рамках проекта.

3. Презентация буклета «Тряпичная кукла».

Интеграция образовательных областей:

Познавательно-речевая деятельность:

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы)(Приложение №1)

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (Приложение № 3).

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Загадки о кукле (Приложение №4).

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

- Занятие «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Изготовление с детьми кукол («Пеленашка» и ангел).

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Физическо-оздоровительная деятельность:

- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня». Дети познакомились с народными календарными играми «Баба Яга», Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.                             

Музыка:

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №4)

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности. Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.

Заключительный этап:

- Создание в группе мини-музея «Тряпичная кукла».

-Презентация проекта на педсовете в детском саду.

-Презентация проекта на РМО.

Публикация в сборнике детского сада и района.

Изготовление картотеки: стихов, загадок, колыбельных песен о народной кукле.

Изготовление картотеки игр: дидактических, хороводных, пальчиковых, подвижных.

Изготовление буклета «Тряпичная кукла».

Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».

Практическая часть

Мастер-класс для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"

Мастер-класс для детей «Ангел»

Подготовка к экскурсии с помощью мнемотаблицы

Мини-экскурсия в музее

Экскурсия в музей п. Курагино

Рисуем Тряпичную Куколку

Заключение:

Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.

4. Самостоятельно изготовили куклу-оберег «Ангелочка»

Результаты диагностики – начало проекта :

 дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не владеют достаточными знаниями о содержания народных праздников и народных кукол, не осознают их своеобразие и ценность;

 знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости;

 дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа;

 большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости;

  дети не смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Результаты диагностики – завершение проекта :

 у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;

 могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;

 у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение;

Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.

Список литературы.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007

2. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель М. Юрина. - М. : ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999.

7. Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. - М. - Просвещение, 1994.

1. Ресурсы интернет:

www.krupenichka.ru

https://www.oxanafa.ru/narkykla/

https://slovarozhegova.ru

https://www.rukukla.ru

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Из опыта работы «Русская народная кукла-приобщение детей истокам культуры русского народа» МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 12:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД