Ольга Горянина
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества.
Задачи :
Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов других стран;
Расширение и представление о культуре народного творчества;
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
Дать представление об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре;
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Развивать художественно-творческие способности у детей.
Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планирую в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы «От рождения до школы».
Декоративное рисование в средней группе.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям 4-5 лет доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. В этом возрасте дети начинают овладевать приё мами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские” и др. Создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, «Московские умельцы», экскурсии в сказку. Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал проект «Матрёшка».
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество.