Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».

любовь мулинцева
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».

Тема моего самообразования «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Работу по теме веду по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родная страна», «Родной край (посёлок)», «Родная природа», «Родная культура».

Необходимое условие приобщения детей к народной культуре

– организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.

Вашему вниманию представлена выставка по моей теме самообразования.

Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Я привлекла родителей к оформлению фотоальбома «Семья, главное в жизни». Родители выполнили презентации «Моя семья». Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Родители изготовили герб семьи. Для рассматривания оформила альбомы «Моя семья», «Моя семья – моё богатство», «Профессии», «Ознакомление дошкольников с профессиями». Для работы по этой теме создала лэпбук «Моя семья».

В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. Для работы по этой теме оформила альбомы «Наша Родина – Россия», «Это мой город», «Сегодня и вчера города Тюмени», «23 февраля День Защитника Отечества», «Профессии военных», «12 апреля всемирный день космонавтики», «День Победы».

Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Привлекла родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», в который входят стихи и частушки о Каскаре собственного сочинения. По этой теме мною создан макет «Деревенский дворик». Родители изготовили герб Каскары.

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. По ознакомлению с природой я выполнила альбомы «Времена года», «Вот пришла к нам весна», «Экознаки», распечатала картинки «Одежда детей в различные сезонные периоды», матрёшки «Времена года», с помощью родителей оформлены макеты деревьев по временам года.

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Наши родители смастерили в наш уголок кукол Желанница, Колокольчик, Московка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку», «Веер», «Сложи матрёшку».

Так же для знакомства с русской народной игрушкой выполнила альбомы «Русские народные свистульки», «Дымковские игрушки», дидактические игры «Собери лошадку», «Найди пару» (свистульки, «Укрась поднос».

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы. В связи с этим, совместными усилиями родителей создали мини-музей «Городок мастеров». Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов. Родители обшили куклу в русском народном костюме. Оформлены альбомы «Женский русский народный костюм», «Народные костюмы Тюменского края». Изготовлены конусные куклы в народных костюмах.

Большое место в приобщении к народной культуре

должны занимать народные праздники и традиции. Для родителей разработаны консультации «Рождество – день рождения Иисуса Христа», «Масленица», «Пасхальные яйца и чудо кулич».

В своей работе широко использую все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаю в режимные моменты и просто во время игр. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, фланелегрф, теневой, плоскостной, настольный и др.). Имеются различные маски, дидактические игры на развитие эмоций «Кто живёт в квартире?», «Игрушки», «Давай здороваться», «Капельки», «Снежинки», «Угадай настроение мальчика».

Я считаю, что нахожусь только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. В нашей группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.

Практическое занятие с аудиторией:

Предлагаю вам изготовить дидактическую игру «Укрась поднос».

Дидактические задачи: учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Для изготовления игры нам потребуются трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, чёрный картон, простые карандаши, открытки с цветами, ножницы.

1. Подберите трафарет подноса, который вам понравился.

2. Обведите трафарет на картон.

3. Теперь вам надо выстричь поднос по контуру.

4. Рассмотрите открытки и подберите цветы, которыми вы бы хотели украсить поднос.

5. Затем выстригайте цветы, для серединки можно подобрать небольшой букетик.

6. Игра готова!

Игровое правило: брать по одному элементу.

Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

Для игры вам понадобится несколько подносов, желательно разной формы, и множество цветов

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал, используете в работе в своей группе со своими детьми.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Кубани посредством хороводных игр Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение дошкольников к истокам народной культурыПриобщение дошкольников к истокам народной культуры Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в дошкольном отделении №11 МБОУ «Гимназия №6». Любой город обладает огромным потенциалом.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к истокам народной культуры» Подготовила и составила :Воронина Оксана Сергеевна. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».
Опубликовано: 3 мая 2017 в 17:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы...
БУКВА Л Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который правил...
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить детей определять осеннее признаки ; Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к...
Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...