любовь мулинцева
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего самообразования «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Публикация «Мастер-класс „Приобщение дошкольников к истокам народной культуры“,» размещена в разделах
Работу по теме веду по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родная страна», «Родной край (посёлок)», «Родная природа», «Родная культура».
Необходимое условие приобщения детей к народной культуре
– организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.
Вашему вниманию представлена выставка по моей теме самообразования.
Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Я привлекла родителей к оформлению фотоальбома «Семья, главное в жизни». Родители выполнили презентации «Моя семья». Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Родители изготовили герб семьи. Для рассматривания оформила альбомы «Моя семья», «Моя семья – моё богатство», «Профессии», «Ознакомление дошкольников с профессиями». Для работы по этой теме создала лэпбук «Моя семья».
В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. Для работы по этой теме оформила альбомы «Наша Родина – Россия», «Это мой город», «Сегодня и вчера города Тюмени», «23 февраля День Защитника Отечества», «Профессии военных», «12 апреля всемирный день космонавтики», «День Победы».
Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Привлекла родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», в который входят стихи и частушки о Каскаре собственного сочинения. По этой теме мною создан макет «Деревенский дворик». Родители изготовили герб Каскары.
Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. По ознакомлению с природой я выполнила альбомы «Времена года», «Вот пришла к нам весна», «Экознаки», распечатала картинки «Одежда детей в различные сезонные периоды», матрёшки «Времена года», с помощью родителей оформлены макеты деревьев по временам года.
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Наши родители смастерили в наш уголок кукол Желанница, Колокольчик, Московка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку», «Веер», «Сложи матрёшку».
Так же для знакомства с русской народной игрушкой выполнила альбомы «Русские народные свистульки», «Дымковские игрушки», дидактические игры «Собери лошадку», «Найди пару» (свистульки, «Укрась поднос».
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы. В связи с этим, совместными усилиями родителей создали мини-музей «Городок мастеров». Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов. Родители обшили куклу в русском народном костюме. Оформлены альбомы «Женский русский народный костюм», «Народные костюмы Тюменского края». Изготовлены конусные куклы в народных костюмах.
Большое место в приобщении к народной культуре
должны занимать народные праздники и традиции. Для родителей разработаны консультации «Рождество – день рождения Иисуса Христа», «Масленица», «Пасхальные яйца и чудо кулич».
В своей работе широко использую все виды устного народного творчества : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаю в режимные моменты и просто во время игр. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. В группе имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, фланелегрф, теневой, плоскостной, настольный и др.). Имеются различные маски, дидактические игры на развитие эмоций «Кто живёт в квартире?», «Игрушки», «Давай здороваться», «Капельки», «Снежинки», «Угадай настроение мальчика».
Я считаю, что нахожусь только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. В нашей группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.
Практическое занятие с аудиторией:
Предлагаю вам изготовить дидактическую игру «Укрась поднос».
Дидактические задачи: учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Для изготовления игры нам потребуются трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, чёрный картон, простые карандаши, открытки с цветами, ножницы.
1. Подберите трафарет подноса, который вам понравился.
2. Обведите трафарет на картон.
3. Теперь вам надо выстричь поднос по контуру.
4. Рассмотрите открытки и подберите цветы, которыми вы бы хотели украсить поднос.
5. Затем выстригайте цветы, для серединки можно подобрать небольшой букетик.
6. Игра готова!
Игровое правило: брать по одному элементу.
Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.
Для игры вам понадобится несколько подносов, желательно разной формы, и множество цветов
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал, используете в работе в своей группе со своими детьми.