Получи документы

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка»

Лиля Михайловна Алгунова
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка»

ПРОЕКТ

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

«Сударушка»

Воспитатели: Алгунова Л. М.

Зайцева В. В.

Тип проекта : краткосрочный, творческий

Длительность проекта : 3 недели.

Участники проекта :

воспитатели,

дети второй младшей группы,

родители.

Целевая группа: дети 3–4 лет.

Вид проекта : групповой.

Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры“ „Сударушка“» размещена в разделах

Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.

2. Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой.

3. Познакомить с русскими народными играми.

4. Воспитывать уважения к труду взрослых.

5. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду посредствам русских народных сказок.

6. Привлечь родителей к созданию мини-музея.

7. Привлечь родителей к созданию журнала «Сударушка».

8. Приобщать родителей к семейному чтению произведений устного народного творчества.

Актуальность:

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Одним из наиболее важных средств воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Устное народное творчество представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы своего народа :

В устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей.

В сказках на понятном детям языке и с интересными для детского восприятия персонажами (животными) происходят всевозможные истории.

Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Ожидаемые результат:

- дети знают потешки, сказки, загадки, песенки,

- называют героев сказок,

- называют предметы быта русского народа,

- дети знают правила русских народных игр,

- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами.

-выпускается журнал «Сударушка».

-собрана библиотека русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок, песенок.

Программа реализации педагогического проекта :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.

2. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

3. Изучение традиций народного семейного воспитания.

4. Разработка плана работы с детьми.

Основные формы работы с детьми:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.

3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.

4. Знакомство с художественной литературой.

5. Проведения праздников

Система работы с родителями:

1. Создание мини-музея.

2. Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре».

3. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».

4. Консультации для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»

5. Создание журнала «Сударушка».

Планирование и организация деятельности

1 этап подготовительный

Приобщение родителей к созданию мини-музея

Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме

Подбор библиотеки

Акция «Подари книгу детскому саду»

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

2 этап – основной

Совместная деятельность

Беседы «Мой поселок», «Я люблю маму, папу», «Природа нашего поселка», «Где эта улица, где этот дом».

Чтение художественной литературы Сказки: «Колобок» обр. К. Ушинский, «Волк и козлята» обр. А. Н. Толстой, «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской, «Гуси - лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычек – черный бочек, белые копытца» обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» обр. В. Даля, «У страха глаза велики» обр. М. Серовой, «Теремок» обр. Е. Чарушина, «Рукавичка»; «Коза - дереза» обр. Е Благиной, «Два жадных медвежонка» обр. А. Краснова, В. Важдаева, «У солнышка в гостях» перевод С. Могилевской и Л. Зориной, «Пых»обр. Н. Мялика.

Песенки, потешки, заклички: «Пальчик – мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду – еду к бабе, к деду…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Жили у бабуси…», «Кисонька – мурысенька…», «Заря – зареница…»

Дидактические игры

«Собери картинку», «Варежки», «Как принимать гостя», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Собери елочку», «Собери снеговика», «Птички- невелички», «Найди такой же», «Огуречик, огуречик» .

Игры драматизации,

кукольный театр «Курочка Ряба» (театр резиновой игрушки, «Репка», «Козлятки и волк»

«Пошел козел по лесу», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка» с помощью пальчиковых поз, «Как снеговик солнце искал», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса».

Продуктивная деятельность Рисование: «Украсим фартук матрешке», «Знакомство с дымковскими игрушками», «Украсим дымковскую уточку»

Лепка: «Колобок», «Пряники».

Аппликация: «Красивая салфеточка».

Конструирование: «Теремок для зверят», «Дорожка для колобка», «Заюшкина избушка».

Игровая деятельность «Кот и мыши», «Не заморозь руки», «Снежная баба», «Заинька», «Лохматый пес», «Мороз – красный нос», «Лиса в курятнике», «Берегись, заморожу!», «У медведя во бору», «Ходит Васька серенький»

«Прилетела птичка», «Санки», «Лесные гости», «Белочки и зайчики», «Зайцы и волк», «Снежный дом», «Санки», «Гуси - гуси».

Пальчиковые игры «Ладушки», «Прилетела птичка», «Утенок», «Пышка», «Елочка», «Лепешки», «Цыпа - цыпа», «Коготки», «Бычок», «Улитка», «Лягушата».

Игры - ситуации «Бабушка устала», «Переведи дедушку через дорогу»,Игра накроем на стол (сервировка стола, «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье», «Как лисичка построила домик»,

Наблюдения: «Мороз художник», «Прилетайте птицы к нашим кормушкам», «Трещит на улице мороз», «Уходи мороз косматый», «Мы мороза не боимся», «Снежное одеяло для земли», «Мороз крепчает рано утром», «Шубки теплые деревья, надевайте», «Мы два брата – ветер да мороз».

III этап (Итоговый)

• Педагогическая диагностика (с целью выявления полученных детьми представлений, умений в ходе реализации проекта)

• Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Список литературы:

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.

2. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.

3. «Обруч» №5 2009 г.

4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Буранина, О. А. Маркива

5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством И. А. Бойчук, Т. Н. Попушкина. Санкт – Петербург,Детство – Пресс 2009г.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» Цель: создание комфортных условий для развития речевой активности детей путем приобщения к русской сказке и использования в речевом развитии.

Музыкально-образовательный проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора» Пояснительная записка. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению,.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Приобщение дошкольников к истокам народной культурыПриобщение дошкольников к истокам народной культуры Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в дошкольном отделении №11 МБОУ «Гимназия №6». Любой город обладает огромным потенциалом.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка»
Опубликовано: 9 января 2017 в 20:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД