Фергана Насибова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная. Сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ :" С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, честушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности, основаны на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю расущего человека, обогащает его духовный мир.
Декаротивно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Россиии.
Я думаю, что именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ;
- изучение народных росписей способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников;
- занятия по росписи оказывают психотерапевтическое воздействие на детей : уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности.
Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки. Поставила перед собой задачи: вовлечение детей в художественно- творческую деятельность; развитие художественно-творческих способностей у детей, приобщение к эстетической культуре, обогащение словарного запаса детей.
С начала детям бывает очень трудно - они не понимают старинных названий предметов быта, элементов росписи, но постепенно дети все больше втягиваются, проявляют интерес, ждут новых для себя открытий. Формы работы разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так же, знакомство с каждым новым видом народного промысла можно начинатьс просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.
В средней группе дети знакомятся с дымковской росписью, ее элементами, а так же дымковскими игрушками. На занятиях дети овладевают техникой рисования узоров кистью: тонкие линии - кончиком кисти, широкие - всей кистью с нажимом, и др. Так же они хорошо отличали народные игрушки от других, знали основные элементы росписи и использовали их в своих работах.
Дальше ребята продолжают знакомство с дымковской росписью, а так же узнают новый вид росписи - Хохломская роспись.
В работе можно использовать разные виды деятельности : рисование, лепка из пластелина и глины, пластелинография, разные виды аппликации.
Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У детей развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Результаты работ всегда вызывают положительные эмоции. Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям и группе.
Знакомить детей с народно-декаротивным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изодеятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки. Узнали про православный праздник "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо. познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали как празднуют в других странах.
Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес, который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!