Папки-передвижки

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

Ирина Негуляева
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

Педагогическая цель:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Программные задачи:

1. Образовательные:

ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор. Познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.

закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Веселая матрешка“» размещена в разделах

формировать интерес и любовь к народному творчеству активизировать словарь.

2. Развивающие:

развивать творческие способности детей.

развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

воспитывать аккуратность.

Взаимодействие образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением деревянных игрушек.

Материал:

1. демонстрационный материал: матрешки.

Презентация «Матрешка»

2. раздаточный материал: бумажные силуэты матрешек (по количеству детей).

Оборудование: русский народный костюм для воспитателя, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме входит в группу).

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех на нашем занятии.

И начать мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым давайте улыбнемся друг другу и встанем в круг.

Встаньте дети быстро в круг ты мой друг и я твой друг

крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться

очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

Возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.

Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Ребята, а вы обратили внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется? (Ответы детей).

Верно, ребята, это русский народный сарафан, который носили в старину.

Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину? (Ответы детей)

-А поможет нам отправится в старину интересная игрушка, а как ее зовут мы узнаем отгадав загадку:

В гости к нам пришла игрушка

Не лошадка не петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Наша русская… (матрешка, (Показывает матрешку)

2. Основная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали загадку, о матрешке.

(Тихо звучит русская народная музыка.)

А как вы думаете откуда появилась матрешка?

Матрешка - это деревянная кукла.

Слайд 1

Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту.

Слайд2

Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.

Слайд3

Появилась первая матрешка давно более 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья).

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Слайд4

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем

А как будет звучать ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Слайд5

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

- Из чего сделаны матрешки?

Слайд5

-Молодцы! Сначала из дерева делают фигурки.

Слайд6

Затем фигурки расписывают. Какие они становятся?

Слайд7

-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрё шечки разные получаются:

Слайд8

Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

Слайд9

Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)

Слайд10).

А эта Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

Слайд11

А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир этот русский сувенир

-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.

Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза.

Исполняется песня-танецт «Мы - матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные, а бумажные. Посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрёшками, чем они отличаются?

- А как вы думаете, мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?

Правильно! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Давайте пройдём в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. У каждого из вас есть ватные палочки, кисточки ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Во время работы звучит музыка).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы, посмотрите, какие они замечательные получились, все разные и красивые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А трудности вы испытывали в чём-то?

Ребё нок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Информационные источники :

1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (младшая группа) ЦГЛ, Москва,2003

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

3. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (младшая группа) Москва, «ВАКО», 2005

4. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

5. «Мы весёлые матрёшки» : https://muzofon.com

6. О. Бородин, Матрешка : стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

7. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

8. Т. Цветкова Веселый хоровод : развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна Возрастная группа.

Конспект занятия на тему «Жадность и щедрость» для детей 6–7 лет. Курс по приобщению детей к истокам народной культуры КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Посиделки у бабы Дуни» Программное содержание Формировать представление о различных аспектах жизни на Руси. Закрепить в речи название предметов мебели и кухонной.

Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки,.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе СЕНТЯБРЬ Занятие №1 Тема: «Колыбельные песенки мамы» Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной.

«Жаворонки». Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры Обряд: «Закликание жаворонков» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: -Продолжать приобщать детей к культурным наследиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 21:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД