Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет

Ольга Борисовна Куликова
Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки).

Задачи:

-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;

-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество,

самостоятельность;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет» размещена в разделах

-воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование и материалы: «Русская изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами,прялка и т. п.); игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству детей.

Предварительная работа :регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.

Ход занятия:

Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в нарядный стилизованный русский костюм). Хозяюшка приветливо здоровается с детьми, предлагает им оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы обихода, вещи. Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку,коромысло с ведрами и т. п. Хозяюшка уточняет назначение этих предметов. Затем предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола. Интересуется у детей, умеют ли они загадки разгадывать. Дети отвечают утвердительно. Тогда Хозяюшка обращает внимание детей на деревянный сундучок, стоящий у печки и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:

-Мохнатенький, усатенький,

Молочко пьет, песенки поет.

(дети отгадывают - кот, котик)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Хозяюшкой проговаривают потешку:

-Как у нашего кота – шубка очень хороша,

-Как у котика усы – удивительной красы,

Зубки белые, глазки смелые.

Хозяюшка ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :

-Идет, идет рогами трясет, травки просит:

«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е.»

(дети отгадывают – коза)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:

-Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.

Кто каши не ест, кто молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

Поставив козу рядом с котиком, Хозяюшка загадывает следующую загадку:

-Полем идет, травку жует, мычит :

«Му-у, му-у»,-кто же это, не пойму?

(дети отгадывают – корова)

Хозяйка достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:

-Ты, Буренушка,ступай, в чистом поле погуляй;

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Хозяюшка загадывает последнюю загадку:

-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?

(дети отгадывают – петушок)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:

-Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Хозяюшка предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что Петушок- это птица!

Хозяюшка:

-Что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!

Проводится физминутка «Петя, Петенька, петух» :

Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны и говорят:

-Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!

Дети идут по кругу друг за другом, руки- крылья – назад:

-Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :

Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями:

-Ку- ка- ре-ку-у-у!

(Игра проводится два раза.)

Хозяюшка приглашает детей вернуться в избу и обращает их внимание на курочку (мягкая игрушка) в лукошке на лавке у печи. Просит детей угадать, из какой сказки пришла курочка. Интересуется, любят ли детки сказки ; какие сказки знают? Пока дети отвечают, второй воспитатель отводит к большому сундуку мальчика и девочку из группы (хорошо владеющих связной речью) и помогает им переодеться в сказочных бабу и деда (сарафан, фартук, платок, косоворотка, борода, треух). Когда Хозяюшка предлагает детям присесть на лавку, артисты уже готовы. Хозяюшка радуется появлению артистов, отдает им курочку в лукошке. Обращаясь к детям,сидящим на лавке, спрашивает: «Какая сказка у нас в гостях?» (Зрители- дети называют «Курочка Ряба»). Хозяюшка просит всех детей помочь ей рассказать эту сказку. Напоминает детям, что сказку нужно рассказывать спокойным,неторопливым голосом – голосок звучит, как ручеек журчит. Хозяюшка начинает рассказывать сказку, останавливаясь и давая возможность детям договаривать слова и фразы. Дети – артисты с помощью жестов и мимики исполняют свои роли. Хозяюшка с помощью игрушки – мышки участвует в драматизации.

Закончив повествование словами : «Вот и сказке конец! А кто слушал- молодец!», Хозяюшка предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и говорит:

-А ну, ребятки,вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (Дети кружатся).

-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие ребятки-цыплятки,становитесь за мной.

(Дети становятся друг за другом стайкой.)

Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять» :

«Цыплята» шагают за «курочкой», высоко поднимая колени и хлопая «крылышками».

-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

«Курочка» поворачивается к «цыплятам» и грозит им пальчиком, «цыплята» делают то же самое.

-Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!

«Курочка» и «цыплята» гребут «лапками».

-Лапками гребите, зернышки ищите.

Гладят себя «крылышками» по животу.

-Съели толстого жука, дождевого червяка.

Наклоняются, отставляя «крылышки» назад, выпрямляются, запрокидывая голову.

-Выпили водицы полное корытце!

«Курочка» : «Ко- ко –ко, ко- ко- ко, не ходите далеко, а то лисонька придет и цыпляток унесет! Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»

«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается всех обнять, погладить.

Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!»

(Все вместе кружатся.)

Вдруг Хозяюшка предлагает детям прислушаться. Все слышат кудахтанье курочки. Вместе подходят к лукошку с курочкой и замечают, что оно полно яиц! (Яйцо- пластиковый контейнер для игрушки от киндер-сюрприза,сверху – белый пластилин.)Хозяюшка рассказывает детям, что скоро праздник – Светлая Пасха. К этому дню люди пекут куличи и красят яйца. Предлагает подумать детям, как и чем можно украсить яйца. Дети рассматривают яйца, замечают, что они из пластилина. Догадываются, что можно украсить зерном, бусинками. Хозяюшка выставляет на стол чечевицу, горох в мисках. Дети берут яйца, усаживаются за столы, начинают украшать яйца, катая их в мисках. Хозяюшка помогает, подбадривает, хвалит, радуется вместе с детьми. Затем яйца выкладываются на блюдо, все любуются ими. Дети прощаются с Хозяюшкой, уходят в группу, унося гостинцы от курочки.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна Возрастная группа.

Конспект занятия на тему «Жадность и щедрость» для детей 6–7 лет. Курс по приобщению детей к истокам народной культуры КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Посиделки у бабы Дуни» Программное содержание Формировать представление о различных аспектах жизни на Руси. Закрепить в речи название предметов мебели и кухонной.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

«Жаворонки». Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры Обряд: «Закликание жаворонков» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: -Продолжать приобщать детей к культурным наследиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 12:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД