Лопухина Анастасия Валерьевна
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Работая в детском саду в группе компенсирующей направленности могу сказать, что специфика речевого дефекта ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения в развитии высших психических функций, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения, индивидуальные особенности ребенка) требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.
Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в области логопедии, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР может быть действенный способом решения этой проблемы.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, поэтому необходимо это учитывать в своей работе.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
Применение хромотерапии в работе логопеда. В зависимости от воздействия, я выбираю предметы, карточки или крышки нужного цвета с определенными заданиями по теме занятия. Предлагаю детям выбрать предметы цвета своего настроения, с которыми бы им хотелось поработать сегодня. Дети всегда с удовольствием делаю. Или смотрю на состояние ребенка и даю предмет нужного цвета сама. Например, если вижу, что он возбужден или как-то агрессивен, предлагаю ему взять для работы зеленый, желтый или голубой цвет. Если он наоборот, замечаю, что он устал, подавлен или без настроения – даю ему материал красного или синего цвета. Это могут быть цветные перья и трубочки для дыхательной гимнастики, цветные шарики – су-джоку и массажные кольца для развития моторики пальцев рукь. На каждое традиционное артикуляционное упражнение используются движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции).
Дыхательных движений человек делает больше всего. Работа над дыханием - важный этап в работе логопеда.
АРОМАТЕРАПИЯ – нетрадиционная форма работы над дыханием. Цели ароматерапии - нормализовать мышечный тонус, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Во всех образовательных программах уделяется внимание развитию слухового, зрительного центров, но почти нет речи о воспитании обонятельного, хотя он взаимосвязан с другими центрами. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг.
В процессе работы с ароматами происходит работа по обогащению словаря ребенка (приятный, неприятный аромат, резкий, слабый, бодрящий, сладкий, свежий и т. д.). Также игры с запахами способствуют формированию навыка правильного ротового/носового вдоха и выдоха, повышают мотивацию к занятиям, стимулируют развитие обонятельных центров в головном мозге. Все это оказывает положительное воздействие на развитие речи.
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
Песочная терапия способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям, развитию сенсорики и мелкой моторики рук, стимуляции нервных окончаний пальцев, развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, фонематического восприятия, обучению грамоте. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь ребёнка, а значит, обеспечить успешное выполнение задания и эффективный способ подачи материала. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель - логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной. Так же песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Подводя итог, хочется еще раз отметить тот факт, что комплексное использование мной нетрадиционных техник и приемов логопедического воздействия помогает добиться положительной динамики в коррекции речи воспитанников, повышает эффективность логопедической работы и способствует решению поставленных задач. А самое главное, у детей появиляется интерес к занятиям, они становятся более раскрепощенными и активными, а сами занятия продуктивными и эффективными.