Татьяна Рябчук
Из опыта работы «Русская народная кукла-приобщение детей истокам культуры русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Из опыта работы
«Русская народная кукла-приобщение детей истокам культуры русского народа»
C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Публикация «Из опыта работы „Русская народная кукла-приобщение детей истокам культуры русского народа“» размещена в разделах
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др., их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей : повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Помочь в решении этих проблем может народная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Люди замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
-она является близким другом для ребенка;
-в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
-главное в этих играх – эмоциональный контакт;
-дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
В нашем детском саду проводился конкурс «Я-исследователь», мои воспитанники приняли в нём участие с проектом «Куклы наших предков» и эта работа так увлекла всех (и взрослых и детей, что мы решили продолжить это исследование, которое воплотилось в долгосрочный проект.
Целью проекта стало приобщение детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми. В соответствии с целью были поставлены задачи: привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.
В поисках информации о народной кукле были задействованы педагоги и дети, интернет ресурсы. Многие родители воспитанников вместе со своими детьми приняли активное участие в сборе информации о народной кукле. На основе анализа собранной информации был разработан план работы по народной кукле «Куклы наших предков». Итоговым мероприятием работы по проекту и исследовательской деятельности в целом стало выступление детей на родительском собрании и создание мини-музея «Куклы из бабушкиного сундучка».
С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применении кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование.
1. Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная
2. Приходилось ли Вам изготавливать кукол своими руками.
3. В какие куклы играют Ваши дети?
4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)
Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (55- 70 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 55 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными.
В процессе исследовательской деятельности, мы установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы:
1. Обереговые
2. Обрядовые
3. Игровые
Куклы – обереги.
Кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали-оберег или берегиня. Делали их из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Кукольные платья украшали не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен присутствовать красный цвет—цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор», обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольные платья, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки- знаки солнца; женские фигурки и оленей—символы плодородия и др. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины дарили куклу «Ангелочка». Пеленашка оберегала ребенка до крещения. Не только детские куколки были оберегами, кукла «Домовой» — берегиня домашнего очага. И до сих пор люди стараются приобрести её. Кукла «Пугало» — оберегает огородные посевы от птиц и скота.
Куклы- обереги : Пеленашка, Берестушка, Ангелочек, Бессоница и др.
Обрядовые куклы.
Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Так же были обрядовые куклы : «Покосница», «Десятиручка», «Купавка» и др. Куклу «Масленница» используем и сейчас при праздновании масленицы.
Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. («Козьма и Демьян») Они приносили благо и здоровье в дом.
Игровые куклы.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым куклам относятся куклы закрутки, «кукла-полено», малышок-голышок, «девка-баба» и др.
В семье, когда ребенок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «зайчика». Надевала на пальчик, чтоб в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное.
Знакомство в группе начали с куклы «Пеленашка». Создавая куклу, дети не просто повторяли и копировали то, с чем их знакомила, но и вносили свое — выбирали способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в театре. Дети с удовольствием берут их в сюжетно-ролевую игру «семья».
Также мы учились делать кукол из природных материалов. Помогала ребятам связать веточки, а потом они сами делали своим куклам наряды.
Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, легко вступали в диалогическое общение друг с другом.
Куклы, сделанные своими руками, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, на праздниках «Масленница», «Рождество», в театрализованных сценках.
Анкетирование родителей воспитанников и беседы с детьми показали, что исследовательская деятельность заинтересовала всех участников, и им хотелось бы продолжить работу в данном направлении.
Анализ проведённой работы показал : кукла- это тот образ, или предмет который хотя очень близок и знаком ребенку и взрослому, но таит в себе множество загадок и тайн, неся во всем определенный и важный смысл. Она занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла знакомит детей с историей, народной одеждой, рукоделием. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.