Дора Барабанская
Значение якутских настольных игр в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение якутских настольных игр в развитии детей»
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического, психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцовой доказано, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Для развития детской психики очень важна мелкая моторика – так называют мелкие, точные движения. Исследования показали, что развитие памяти и интеллекта в большей степени зависит от развития мелкой моторики ребенка.
Публикация «Значение якутских настольных игр в развитии детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Настольные игры своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Якутские игры
- Темочки
Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Для развития детской психики очень важна мелкая моторика – так называют мелкие, точные движения. Исследования показали, что развитие памяти и интеллекта в большей степени зависит от развития мелкой моторики ребенка.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического, психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Одним из таких средств, которые способствуют развитию мелкой моторики, являются якутские настольные игры «Хабылык» – игра в лучинки, «Хаамыска» – игра в камешки, «Тырыынка» - игра в палочки». Эти игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры якутского народа, отражением этноса в целом и историей его развития. Якуты приобщали своих детей через игру к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа. Настольные игры, такие, как «Хабылык», «Хаамыска», «Куорчэх ытыйыы», «Тырыынка», «Тыксаан», «Дугда», развивали у детей воображение, наблюдательность, логическое и творческое мышление, ориентировку пространстве, память, точность, тонкую моторику рук.
Велика роль народных игр в воспитании ребенка, укреплении его духа и тела, в развитии способностей мышления, воображения. Они занимали особое место в повседневной жизни наших предков. После тяжелого трудового дня молодежь собиралась, и старшее поколение состязались в ловкости, силе и сноровке. В якутских национальных играх мы видим особенности менталитета и мировоззрения якутского народа, его почитании, культуры природы.
Через настольные игры с подсчетами якуты передавали детям свои знания о числах, действиях над ними. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. И поэтому стирание грани между народными и обучающими играми недопустимо. Народные игры позволяют сформировать у ребенка творческое начало, потребность в созидании, усвоить общечеловеческие ценности. Таким образом, якутские настольные игры являются частью культуры и наследием народа саха, которое имеет большое педагогическое значение в физическом, психическом и личностном развитии подрастающего поколения.
Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.
При правильной организации процесса интеллектуальное развитие среднего дошкольника посредством якутских настольных игр приводит не только к усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и к формированию мыслительных процессов, развитию интеллектуальных умений ребенка.
Мы, пришли к выводу, что народные настольные игры :
- развивают находчивость и умственные способности;
- развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию;
-способствуют воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.