Алина Кудряшова
Конспект НОД по коммуникации. Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по коммуникации. Составление рассказа по серии сюжетных картинок : «Как помочь птицам зимой?» в группе компенсирующей направленности. Составила : воспитатель высшей квалификационной категории Кудряшова Алина Николаевна, МБДОУ детский сад комбинированного вида №35, Каширского муниципального района
Публикация «Конспект НОД по коммуникации, Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Цель: Развивать связную речь детей.
Задачи.
Обучающие :
1Обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок Н. Е. Ильяковой «Как помочь птицам зимой?»
2Обучение составлению предложений по опорным словам.
Закрепляющие:
1Развитие умения грамматически правильно строить своё высказывание.
2Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
3Продолжение обучения составлению предложений по опорным словам.
4Уточнение знаний о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитание желания заботиться о птицах в холодное время года, подкармливать их.
Коррекционные:
Способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, мелкой моторики.
Интегрированные области: познание, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы.
Оборудование:
серия сюжетных картинок;
серия сюжетных картинок на каждого ребёнка;
предметные картинки с изображением зимующих птиц: снегирь, синица, ворона, галка, воробей, свиристель, голубь, сорока; ласточка;
пальчиковый бассейн;
игрушка воробей;
кормушка;
коробки с песком;
стаканчики с карандашами.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, беседа о зимующих птицах, чтение стихов о птицах, чтение книг о природе В Бианки, изготовление кормушек, изготовление птиц, разучивание пальчиковой гимнастики, д/и «Угадай кого не стало», «Один – много», п/и «Летели птицы».
Словарь: зимующие, оперенье, летающая, поющая, кричащая, обогреть, обледенел, подобрали, торопились.
Предполагаемые результаты: Дети должны знать и называть зимующих птиц, находить их на картинках. Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Отвечать на вопросы полным предложением
Методы и приё мы: Словесные- объяснение, вопросы, беседа; наглядные – серия сюжетных картинок, предметные картинки, игрушка; практические – определение на ощупь, раскладывание картинок.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1 часть - вводная.
-Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Когда я пришла утром в детский сад, увидела, что у нас в группе находится воробей и что-то прячет в нашем пальчиковом бассейне. Посмотрите, что он спрятал? (Дети вытаскивают из бассейна по одной картинке с изображением птицы).
-Назовите, кто изображён у вас на картинках. (Дети называют птиц и вешают их на мольберт).
-Ворона, синица и т. д. - это кто? Почему, это птицы, а не животные? (У них есть туловище, покрытое перьями, крылья, хвост, клюв)
-Правильно, это птицы. Какие это птицы, зимующие или перелётные? Почему, зимующие? (Остаются с нами зимовать и питаются семенами растений и ягодами)
Дидактическая игра «Какая?»
-Ребята, сейчас мы будем говорить, какой может быть птица. Я вам немного помогу, буду называть начало слова, а вы заканчивать его.
Краси, быст, сме, летаю, пою, крича, лёг, малень, заботли, пёст, голод…
Дидактическая игра «Весёлый воробей».
Воспитатель читает стихотворение и выставляет кормушку.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку.
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зёрна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждёт в кормушке. (Н. Нищева)
-Ребята, давайте положим корм на нашу кормушку, может к ней кто-нибудь прилетит. Ой, правда, посмотрите это же воробушек. Какой он шустрый, весёлый. Сейчас я буду помогать ему двигаться, а вы будете определять где находится воробей (на кормушке, в кормушке, около кормушки, над кормушкой)
2 часть – основная.
-Ребята, оказывается, воробушек принёс нам не только картинки с птицами, но ещё какие - то картинки (на доске выложена сск) и хочет, чтобы вы, рассмотрев их, рассказали, какая история произошла с ним однажды.
Беседа по картинкам.
Картинка 1.
-Какое время года изображено на этой картинке? Почему вы так думаете? Кто изображён на картинке? Во что одета девочка? Во что одет мальчик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему замёрзла птичка? Что решили сделать дети?
Картинка 2.
-Что делают дети на этой картинке? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробушка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чём могут разговаривать дети?
Картинка 3.
-Кого вы видите на этой картинке? Где находятся ребята и птичка? Как одеты дети? Почему? Как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробушек отогрелся?
Картинка 4.
Кого вы видите на этой картинке? Что ребята повесили на берёзу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробушек? Какое настроение у детей?
Физкультминутка.
Все тропинки занесло повороты туловищем влево-вправо
Снег блестит, искрится подняться на носочки, руки – вверх
Клювиком в моё стекло присесть, постучать пальцами по полу
Стукнула синица.
Составление предложений по опорным словам.
- Ребята, сейчас я буду называть вам набор слов, а вы будете составлять предложения.
Зима, дети, идти, гулять, парк. - Зимой дети пошли гулять в парк.
Ребята, увидеть, на, птичка, снег. - Ребята увидели на снегу птичку.
Девочка, взять, на, воробушек, ладошки. – Девочка взяла воробушка на ладошки.
Ребята, забрать, воробушек, дом. – Ребята забрали воробушка домой.
Воробушек, согреть, клевать, семечки. – Воробушек согрелся и клюёт семечки.
Дети, повесить, кормушку, парк. – Дети повесили в парке кормушку.
Ребята, выпустить, воробушек. – Ребята выпустили воробушка.
Дети, подкармливать, птицы. – Дети подкармливали птиц.
Работа детей за столами.
- Ребята, садитесь за столы. Посмотрите, у вас на столах есть карандаши – веточки. На ваши веточки прилетели птички и зацепились своими лапками.
(Дети берут карандаш указательным пальцем, указательным и безымянным, средним и мизинцем)
Пока мы с вами разговаривали, наш весёлый воробушек перепутал у вас все картинки. Разложите картинки правильно. Сейчас вы внимательно посмотрите на картинки и составите рассказ о том, что же произошло с воробушком, но сначала давайте придумаем название нашему рассказу.
(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает названия: Зимой в парке. Дети и воробушек. Как помочь птицам зимой? Как дети нашли кота. Птичка)
- Кто хочет рассказать свою историю. Постарайтесь использовать в своём рассказе слова и предложения, которые мы с вами составляли.
Воспитатель заслушивает 2-3 рассказа. Остальные дети рассказывают в другое время.
3 часть – подведение итогов.
-Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат коробки с песком. Нарисуйте в них то, о чём мы составляли рассказ. (Дети рисуют по собственному желанию воробья или любой сюжет из серии картинок)
-Что же мы сегодня делали? Как должны люди относиться к птицам, животным?
Воспитатель заканчивает занятие стихами:
Снегирь, и сорока, и клёст, и синица –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Используемая литература.
1. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! / С. П. : Детство – Пресс, 2003.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. / М. : Гном и Д, 2009.
3. Ильякова Н. Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий. /М. : Гном и Д, 2006.
4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. / М. : Мозаика – Синтез, 2005.