МААМ-картинки

Сценарий мероприятия по краеведению «Новоселье в кубанской хате»

Елена Новгинова
Сценарий мероприятия по краеведению «Новоселье в кубанской хате»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект досуга по краеведению

"Новоселье в кубанской хате"

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.

Программные задачи:

1. Воспитывать:

• интерес и уважение к прошлому своего народа, своего края

• любовь и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам

2. Развивать:

• эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором

Кубани, кубанскими обрядами, традициями;

• умение отвечать на поставленные вопросы

Публикация «Сценарий мероприятия по краеведению „Новоселье в кубанской хате“» размещена в разделах

3. Учить:

• продолжать знакомить с народными кубанскими ремеслами;

• познакомить с обычаем гостеприимства на Кубани;

• дать доступные сведения о жизни казаков;

• расширять словарный запас;

• уместно использовать народный фольклор, уметь объяснять содержание пословиц

Предварительная работа: разучивание пословиц, хороводных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казака и казачки, кубанскими играми и ремеслами. Посещение выставки Армавирского краеведческого музея по теме «Кубанские ремесла».

Оборудование: зал украшен в стиле кубанской хаты - печь, лавки, стол, глиняная посуда, самовар, домотканые половики, рушники, вышитые салфетки, скатерть вышитая, занавески, икона; игрушки петуха и кота в натуральную величину; для подвижных игр – 4 палки, лапти на веревке с палкой; костюмы казака и казачек (дети и взрослый - бабушка); угощение – каравай с солью.

Ход досуга

Под кубанские проигрыши дети входят в зал, здороваются с гостями. Стук в дверь, приносят телеграмму.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в телеграмме. «Приглашаем на новоселье в кубанскую хату. Казак и казачка.» Дети, знаете ли вы, что такое новоселье? (Это, когда люди переселяются в новое жилище)

Новоселье – это всегда праздник. Людей, поселившихся на новое место, называют новоселами. Они приглашают к себе гостей веселиться, готовят угощения. Ребята, идем в гости?

Дети: Идем!

По пути встречают бабушку с глиняным горшком, накрытым вышитой скатертью, иконой.

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам идет? Наверно тоже гость спешит на новоселье.

Дети: Здравствуй, бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: А куда Вы бабуля идете?

Бабушка: Пригласили меня на новоселье, я подарки взяла: горшок с живым огнем из печи отца молодого хозяина дома, чтобы в доме всегда был огонек, тепло и светло. Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтобы он охранял дом молодой семьи. Эту скатерть постелю на праздничный стол, а икону поставлю в красный угол. Да только вот старая стала, тяжело нести.

Воспитатель: Ребята! А ведь мы без подарков идем. Как же нам быть? Что можно подарить для дома, чтобы он был уютным и красивым?

На окошке, что висит

Украшая внешний вид? (Занавески)

Мы помыли руки дружно,

Чем их вытереть нам нужно? (Рушник)

- А как называлось полотенце раньше у казаков? (Рушник)

- А каким был рушник? Почему? (Красивым, его вышивали)

- Какие цвета использовали в вышивке? (Красный и черный)

- А что еще украшали вышивкой? (Занавески, скатерти, хусточки, праздничную одежду)

- Как сделать, чтобы полы в хате были теплыми и красивыми? (Постелить половики)

- Из чего делали половики? (Из лоскутов)

- А без чего не обойтись на чаепитии? (Без чашек)

- Из чего делали чашки? (Из глины)

- Кто же делал глиняные чашки? (Гончар)

- А что еще делал гончар из глины? (Посуду, игрушки)

- Без чего хозяйке в хате не обойтись еще?

- Без чего бы сейчас мы не приготовили пищу? На чем мы сейчас готовим? (На печке)

- Чем украшали печь? (Росписью)

- Какие использовали узоры? (Цветы, листья)

- А какое любимое блюдо у казаков? (Вареники)

- Давайте споем о них казачью песню «Варенички»

Песня «Варенички»

- Любили казаки отдохнуть после работы: песни попеть и поиграть. Давайте, ребята, и мы с вами поиграем в казачьи народные игры.

Игры

• Перетяжки (с гимнастической палкой)

• Кто быстрее? (с лаптем)

• Плетень

По мере ответов детей, хату украшают изделиями кубанских ремесел. Бабушка помогает в работе.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой хата стала красивой. Ну, а теперь можно и на новоселье. Давай, бабушка, мы Вам поможем.

Все вместе подходят к кубанской хате. Навстречу выходят казак и казачка

Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Заждались мы Вас. Здравствуйте, бабушка! Проходите в дом.

Заходит бабушка в дом, в четыре стороны света машет развернутой скатертью и приглашает дедушку Домового, чтобы он охранял счастье и покой молодой семьи. Высыпает угли из горшка и несет в красный угол икону.

Казак: Жена, запускай в новый дом наше дитятко. Дом для него отстроили, ему и хозяином быть.

Бабушка: - Вот Вам хозяин усатый, чтоб не было в вашем доме нечистой силы (дает хозяйке кота).

- А вот Вам петушок, чтобы был в вашем доме всегда достаток.

Хозяева благодарят её за подарки.

Воспитатель: Прими, хозяюшка, и от нас подарки и пусть в твоем доме всегда будет уютно и красиво.

Хозяева благодарят за подарки.

Казачка: Отведайте, гости дорогие хлеб с солью (выносит каравай).

Воспитатель: Спасибо, хозяюшка.

Казачка: Ради наших гостей заведем веселый хоровод.

Песня «К нам гости пришли»

Казак: Есть такая пословица «Сделал дело - гуляй смело». Давайте поиграем.

Игра «Веселый бубен»

Казачка: А теперь всех приглашаем к столу.

Воспитатель: Хозяева у нас гостеприимные, а какие пословицы о гостеприимстве мы знаем?

Дети: Гостю почет – хозяину честь

Напои, накорми, а потом и спрашивай.

Без соли, без хлеба – худая беседа.

Гостю в переднем углу место.

Без соли, баз хлеба – стол кривой.

Воспитатель: Ребята Вам понравилось в гостях? Но нам пора идти. Есть еще такая пословица:

«Пора и честь знать».

Давайте поблагодарим хозяев и попрощаемся.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Автор публикации:
Сценарий мероприятия по краеведению «Новоселье в кубанской хате»
Опубликовано: 25 июля 2014 в 14:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мероприятия по краеведению «Новоселье в кубанской хате»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новгинова (УИ 228772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД