Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».

Елена Истомина
Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».

Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.

Задачи :

Образовательные:

расширять представления детей о городах республики Коми (архитектура, природа, полезные ископаемые, занятия жителей – профессии, символика – гербы городов); учить ориентироваться по карте; расширять кругозор.

Развивающие:

развивать речь, творческое воображение.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

• «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае.

• «Коммуникация»: развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

• «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений о родном крае: стихи коми поэтов.

• «Физическая культура»: приобщение дошкольников к ценностям физической культуры через коми подвижные игры.

• «Музыка»: использование музыкальных произведений о коми крае.

Материал к занятию: мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, контурные карты формата А4 на каждого ребёнка; фотография коми поэта А. Е. Ванеева, аудиозаписи песен о городах республики Коми, стихотворение А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый», песня Вавиловой «Песня о Сыктывкаре».

Предварительная работа : занятие по краеведению по теме «Усть-Сысольск- Сыктывкар. Страницы истории»; экскурсия в национальный музей РК (отдел природы) по теме «Волшебные камни»; разучивание песни Вавиловой «Песня о Сыктывкаре»; разучивание и повторение коми подвижных игр «Ошко-бабо», «Пышкай», «Ёма-кулёма».

Ход занятия:

Дети читают стихотворение коми поэта А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый».

«Тихие, задумчивые сосны

И под снегом сон тетеревов.

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов.

В новых сёлах древние былины,

Золотые скирды на полях.

Это север, край неповторимый,

Край отцов и Родина моя.

Пусть и вьюга мечется шальная,

От мороза стынет кровь в руках,

Но зато огонь не затухает

В сердце лесоруба- паренька.

Он в тайге лютые сосны рубит,

Он влюблён в профессию свою.

Паренёк за холод не разлюбит

Край отцов

И Родину свою.

Ведь морозы жгучие не вечны,

Пролетит холодная зима,

От черёмух в платьях подвенечных

Вся округа будет без ума.

Возвратятся радостные птицы,

Позабросив тёплые края,

И весною словно обновится

Край отцов

И Родина моя.

Но, мороз ни разу не изведав,

Оценить не сможешь теплоту.

Понимали прадеды и деды

Северных просторов красоту.

И горжусь, что сам на них похож я,

Что не еду в тёплые края,

Что на свете мне всего дороже

Край отцов

И Родина моя.

Педагог: Эти проникновенные строки написал известный коми поэт А. Е. Ванеев о родной Коми земле. (Педагог показывает детям портрет писателя). Республика Коми – это наша Родина. В ней много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. Вот как выглядит наша Республика на карте. (Педагог показывает и обводит контуры республики). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей родине и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны?

Дети: да.

Педагог: каждый из вас получит маршрутный лист – контурную карту республики Коми, куда вы будете отмечать те места, куда мы сегодня попадём, что интересного и примечательного вы узнаете о городах республики коми, тоже будем фиксировать на карте (маршрутном листе). Итак, вы готовы к путешествию? Приготовили свои инструменты.

Дети: готовы.

Педагог показывает слайд №2 (изображение карты РК).

Ребята, мы начинаем наше путешествие с города Сыктывкара. Я предлагаю перед отъездом спеть песню о родном городе Сыктывкаре – дети исполняют «Песню о Сыктывкаре». Давайте мы на наших маршрутных листах (контурных картах) отметим начальный пункт путешествия красной точкой. (Дети на картах отмечают г. Сыктывкар).

Педагог показывает слайд №3 (вокзалы – железнодорожный и аэропорт).

С детьми определяем, на каком виде транспорта будем путешествовать.

Педагог: кто выбрал железнодорожный путь выбирайте места согласно купленным билетам. С детьми исполняем песню на коми языке : «Тутостiс паровоз вагонъяссо нуигмоз, чу-чу, чо-чо, ыло-ыло мододчо…».

Пока мы едем, давайте вспомним, что на здании аэропорта висит герб города Сыктывкара. Давайте попробуем прочитать его. (Показ слайда №4).

Дети дают ответы.

Педагог : а вы знаете, как назывался наш город в прошлом?

Ответы детей.

Педагог: правильно, Усть-Сысольск. Я покажу вам, каким был наш город раньше. (Показ слайдов №5,6).

Педагог: итак, наша первая остановка – это город Ухта. Давайте также найдём и отметим его на наших контурных картах (дети отмечают).

Показ слайдов №7, слайд №8 (попробуйте прочитать информацию о городе Ухта по его гербу- дети дают ответы). Показ слайдов №10,11 – об истории возникновения г. Ухта. Показ слайдов №12,13,14,15,16 – занятие жителей Ухты – нефтедобыча). Я предлагаю на наших маршрутных листах отметить нефть значком (с детьми определяем значок – чёрный треугольник- так отмечается это полезное ископаемое на картах);

Город красив и зимой и летом – слайд №17).

Педагог включает запись песни «У Печоры, у реки…».

Педагог: ребята, вы наверное уже догадались, что мы с вами доехали до следующего северного города Печора – это портовый город. Давайте отметим его на карте. (Показ слайдов №18, 19,20).

У города Печора есть свой герб – показ слайда №21. Ответьте, пожалуйста, какой элемент на гербе говорит о том, что люди в этом городе работают на речном транспорте? (Ответы детей).

А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям республики (Показ слайдов №22, 23, 24).

Педагог:

Мы немного устали. Давайте с вами поиграем в игру на коми языке (по выбору детей «Пышкай», «Ошко-бабо», «Ема–кулёма»).

Педагог: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно поезда. Мы приехали с вами в ещё один северный город, который называется Инта. (Слайд №25»). Я также предлагаю отметить его на маршрутных листах – картах. Также и у этого города есть герб, который многое может нам рассказать. (Показ слайда №26). В этом северном городе добывают уголь. Давайте мы его на наших картах отметим значком – чёрный квадрат. (Показ слайдов (27-35) – о добыче угля и использовании в хозяйстве страны.) А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города. Он красив зимой и летом, в котором много достопримечательностей – это и водонапорная башня (изображена на гербе города). Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Также он является визитной карточкой города и нарисован нагербе. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. (Показ слайдов №36, 37, 38).

Педагог : наш поезд отправляется дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Показ слайда №39). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Показ слайда № 40). Даже летом земля здесь не тает до конца. Тут вечная мерзлота. Ребята, кто может объяснить выражение «Вечная мерзлота»?

(Дети дают ответы).

А так выглядит Воркута летом (показ слайда №41). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах.

Педагог: Воркута тоже является городом шахтером. Здесь добывают каменный уголь. Давайте возле Воркуты на картах также поставим значок – чёрный квадрат. Обратите внимание на герб Воркуты. (Показ слайда №42). Попробуем сравнить гербы г. Инты и г. Воркуты (показ слайда № 43).

Г. Воркута был сначала маленьким посёлком. (показ слайдов №44, 45, 46, 47). А так выглядит Воркута в наше время. (показ слайдов №48, №49).

Педагог : наше путешествие подошло к концу. Посмотрите на свои маршрутные листы и скажите, в каких городах Коми республики удалось нам побывать и расскажите об их главных богатствах. Дети дают ответы.

А какое же самое главное богатство нашей республики кроме природных вы узнаете, если отгадаете кроссворд. (Показ слайда №).

Дети отгадывают кроссворд.

Педагог: Действительно, самое главное богатство нашей республики - это её люди. И о знаменитых людях республики коми мы поговорим на следующем занятии. А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью маршрутных листов – карт рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии.

Педагог : до свидания. Аддзысьлытодз.

Публикации по теме:

Дидактическая игрушка  Коми-снеговикДидактическая игрушка  Коми-снеговик Снеговик выполнен в технике модульного оригами. Коми снеговик подходит для знакомства детей дошкольного возраста с национальной символикой.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».
Опубликовано: 11 марта 2015 в 20:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» в средней группе
ПРОЕКТ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ» В средней группе группа Воспитатели: Хайруллина М. Г. Дошкольный возраст - самоценный этап в...
Открытие мини-музея «Музей кукол» в ДОУ
Цель: Основной целью педагогического музея является расширение образовательного пространства для дошкольников, создание условий для реального выбора...
Конспект кружкового занятия по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия кружка "АБВГДЕЙКА". Цель: закрепить представления детей о букве. Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, программа...