Брацук Надежда Владимировна
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для старшей группы
Тема: «Богатыри Руси»
Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие"
Цель: расширение представлений детей о великих древнерусских богатырях.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Богатыри Руси“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри», одеждой и оружием богатырей. Продолжать формировать представление о былинных героях – Илье Муромце, Добрине Никитиче, Алеше Поповиче.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к подвигам богатырей; активизировать в речи слова, обобщающие названия одежды и оружия богатырей, вызвать интерес к былинам, сказаний о русских богатырях.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к её истории, славным подвигам богатырей; поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
Оборудование: ноутбук, проектор
Демонстрационный материал: презентация «Русские богатыри»
Раздаточный материал: фишки, пазлы, дидактическая игра: «Собери богатыря в дорогу»
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап
(Воспитатель вносит коробку и приглашает детей посмотреть, что в ней лежит)
Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть, что я вам принесла?
(Предлагает присесть на ковёр полукругом. Открывает коробку и создаёт проблемную ситуацию)
Воспитатель: Какая неприятность! Посмотрите, картина рассыпалась на пазлы. Что делать? (Педагог поддерживает желание детей собрать картину В. М. Васнецова «Богатыри»)
2. Содержательный этап
Воспитатель: Картину нарисовал известный художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 2) и называется она «Богатыри» (слайд 3)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему художник так назвал эту картину? (потому что художник изобразил на картине богатырей)
Воспитатель: а кто такие богатыри (Богатыри – защитники нашей Родины в древности от врагов)
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, какие великие русские богатыри были раньше на Руси.
Воспитатель рассказывает детям: давным-давно, более 1000 лет назад на земле жили славяне (слайд 4)
Они основали свое государство и назвали Русью. На Русь совершали набеги враги: они грабили, сжигали дома, людей брали в плен. Приходилось постоянно от них защищаться. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичи. Жили среди русичей и богатыри. Так они и выглядели, как изобразил их художник В. М. Васнецов на картине (показ картины).
Кто помнит и назовет имена богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические)
Воспитатель: правильно, ребята. Богатыри – это люди особенные, наделённые невиданной силой, храбростью, умением лихо скакать на коне, метко стрелять из лука, сражаться на мечах.
Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. В старину заставой называли сторожевой пост. Создавали специальный отряд для охраны и защиты от внешних врагов (слайд5)
Воспитатель: посмотрите внимательно на картину и скажите, чем отличаются богатыри от обычных людей? (у них особенная защитная одежда, доспехи и оружие)
А какие доспехи и оружие было у русских богатырей мы сейчас узнаем.
На тело надета кольчуга (слайд 6)
Как вы думаете из чего изготовлена кольчуга? (кольчугу изготавливали из железа)
Правильно ребята, кольчуга изготовлена из железных колец, сплетенных между собой. Она была очень тяжелой и весила более 7 кг
Зачем она нужна богатырям? (она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча).
Воспитатель: что надевали на головы богатыри? (на головы богатыри надевали шлем) (слайд 7)
Воспитатель: Шлем изготавливали из металлических пластин, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал позолотой, серебряными пластинками.
Зачем нужен шлем воинам -богатырям? (шлем оберегает голову от ударов)
Щиты изготавливались из дерева дуба и были очень легкими. С такими щитами можно было легко двигаться в процессе битвы. (Слайд 8)
Зачем нужны щиты? (щиты нужны для защиты)
Важным было и оружие, которое предоставляет богатырю не только защиту, но и активно нападать на врага. Существует несколько видов оружия:
Меч является главным оружием богатыря. Это оружие в виде острого прямого клинка с рукояткой. Меч- дорогое оружие и передали его наследству, от отца к сыну (слайд 9)
Лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева, стрелы деревянные наконечником из железа (слайд10)
Копье, оно делалось из дерева с острозаточенным железным наконечником (слайд11)
Палица – это большая дубина, конец, который оборачивали пластиной из металла и добавляли шипы или гвозди (слайд 12)
Булава — это деревянная дубина на конце находится металлический шар с шипами (слайд13)
Вот в таком снаряжении богатыри сражались с врагами.
Физминутка «Богатырь»
Богатырь – вот он какой (Дети стоят в кругу).
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Д/игра "Собери богатыря в дорогу"
(дети делятся на 2 команды)
Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии.
Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия.
Ход: Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю
Богатыри настолько прославились своими подвигами, что про них стали слагать былины, и даже сказки, в которых они сражались не только с реальными врагами, но и сказочными персонажами.
А какие былины и сказки вы знаете про богатырей? (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
Воспитатель: А с кем боролись герои богатыри? (Соловьем разбойником, Змеем Горынычем)
Игра «Да- нет»
Цель: учить быстро ориентироваться в ответах на вопросы, отвечая только словами «да» и «нет». Воспитывать стремление быть похожим на богатырей.
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да
На Руси богатыри есть…да
Им всегда хвала и честь…. да
Илья Муромец герой …. да
Соловья он победил…да
Из автомата подстрелил…нет
Алёша Попович тоже герой…. да
Он сильный, смелый, молодой….да
На танках боролись богатыри с врагом…. нет
Они воевали с мечом и копьём…да
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет
Он змея сумел победить своей силой…. да
Гордимся мы нашими богатырями…. да
Хотим ли быть такими же сами…да
С древних времен богатыри для нас оставили завет (правило):
Родину нужно любить, защищать и беречь. Быть сильными, храбрыми, мужественными.
3. Рефлексия
Какое настроение осталось после занятия.
Дети выбирают сигнальные карточки своего настроения.