наталья федулова
Конспект НООД по области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредствено организованной образовательной деятельности по области «Познавательное развитие»
подготовительная группа
Задачи:
поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт;
Публикация «Конспект НООД по области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материал и оборудование: аудиозапись «Как прекрасен этот мир, мольберт, картинки зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семя подсолнечника, отварной рис, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.
Активизация словаря: зимующие птицы, «ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты
Ход:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили эту музыку «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы
В группу влетает Карлсон:
Привет,ребята!Ура! Я понял,что я - птаца!
Воспитатель:Почему ты так решил?
Карлсон: Я умею летать.
Воспитатель: Если ты умеешь летать- это ещё не значит,что ты птица.
Корлсон: А вы докажите мне,что я не птица. И расскажите,почему я не могу быть птицей,что в них такого особенного.
Воспитатель:Ну что же давайте докажем карлсону,что он не птица. А помогут вам в этом модели.
Дети выкладывают модели существенных признаков птиц и комментируют их:у птиц тело покрыто перьями,есть два крыла две ноги птенцов высиживают из яиц.
Карлсон:Да теперь я понял,что я не птица. Перьев у меня нет. А они зачем?
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Карлсон: Как интересно.
Я хочу рассказать вам о том, что несколько дней подряд вот к моему окну прилетает синица. Мне кажется, что она хочет мне что-то рассказать…
Воспитатель: Вы думаете, что птицы умеют говорить?
Упражнение “Дополни предложение”
Воспитатель:. Расскажем, что умеют делать птицы. Я начну первая: “Птицы умеют прыгать”.
( Дети повторяют начало предложения и дополняю: летать, петь,. чирикать, свистеть, ловить насекомых, плавать, кричать, стучать, голосить, куковать, махать крыльями….)
Игра. «Перышки».
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с заданиями:
Задание №1.
Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Задание №2. Пальчиковое упражнение «Дятел».
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Задание №3. Упражнение «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Карлсон :А ещё я заметил,что многие птицы которые прилетали ко мне на крышу куда то пропали?
Воспитатель: Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель:А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Воспитатель: Карлсон,посмотри, ребята с родителями смастерили кормушки (показ кормушек и рассматривание их).
Посмотрите, какие они разные. Сколько их много!
А сейчас забавная задача ожидает вас.
Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?
- Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки птиц по количеству и посадить в кормушку. (модель кормушки картинки с изображением птиц).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири (дети должны картинки птиц прикрепить на кормушку)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
- Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок?
- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Карлсон:Молодцы, и с этим заданием справились!
А я люблю сладкое :тортики,пироженки.
Воспитатель: Карлсон,я могу научить тебя и ребят делать торт для птиц. вот его рецепт:
Изготовление торта
Наш торт будет трехслойный.
1. Слой. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника.
2. Слой. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Все перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.
3. Слой - он самый маленький. Ингредиенты : размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Все перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.
- Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли.
Птицы такому торту будут очень рады.
Воспитатель:А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. Когда будете насыпать корм, то говорите приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки.
Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм, и торт. Взрослые помогают развесить кормушки.
- В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям.
Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!
Покормите птиц зимой!
А. Яшин.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Литература:
15. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003г
16. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999г
17. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
18. В союзе с природой. Л. И. Грехова, М. ,1999г
19. «Экологические праздники для детей Л. П. Молодова М. ,1999г
20. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
21. Журнал «Обруч» - 2011.- №2