Любовь Медведева
Конспект НОД по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг!» для детей подготовительной группы
Цель. Создать условия для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи. Расширять знания детей о правилах поведения при пожаре. Формировать понятие огня как друга и как врага для человека умение оценивать возможную опасность.
Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь, умение вызывать пожарных по телефону.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Огонь — друг, огонь — враг!“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, ответственность за шалость с огнём, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Предварительная работа. Рассматривание картинок и иллюстраций, чтение художественных произведений К. И. Чуковского «Путаница», С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалкова «Дядя Степа», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Просмотр мутфильмов «Спасик и его друзья», видео сюжетов о пожаре, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Огонь не игрушка - это опасно», дидактические и подвижные игры.
Материал. Картинка «символ огня»; презентация «Огонь наш друг и враг»; круги зелёного и красного цвета; мяч; предметы для экспериментирования (фартук, нарукавники, металлический поднос; свеча, бумага, спички, вата, щепка, вода, песок, земля, снег). Цветная бумага (красного, оранжевого и жёлтого цвета, ножницы, клеёнки, клей, салфетки.
Ход НОД. 1. Оргмомент. Приветствие.
Колокольчик мой звени,
В круг ребят ты собери.
Все ребята стали в круг,
Слева друг и справа друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2. Введение в тему.
- Дети! Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.
Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настаёт - концерт в печи даёт.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди так хочется погладить.
Проказника не тронь - зовётся он … (Огонь)
- Верно, это – огонь! (Показать «символ огня»).
(Появляется Петрушка, здоровается с детьми.)
- Здравствуй, Петрушка! Что с тобой случилось? Почему у тебя рука перебинтована?
Петрушка. Я нечаянно устроил дома пожар и получил ожог.
- А зачем ты устроил пожар?
Петрушка. Мне стало скучно сидеть одному дома и я решил поиграть. Вспомнил историю о мальчике, который, спасаясь от волка, бросал на дорогу зажжённую бумагу и решил тоже попробовать. Сделал из конструктора лес, а из цветной бумаги зелёную полянку, нашёл игрушечного волка. Не знаю, почему получился пожар? Я всего один листочек поджёг и бросил. Сразу загорелась полянка, а потом шторы. Я пытался потушить, но у меня ничего не получилось. Появилось много дыма. Я так испугался, скорее спрятался под кровать. Больше ничего не помню, очнулся уже в больнице.
- Да, Петрушка! Разве ты не знаешь, что спички - это не игрушка!
Петрушка. Не знаю, пришёл, чтобы вы мне рассказали.
- Дети, что мы можем сделать для Петрушки? (Ответы детей.
- Рассказать, что огонь опасен, со спичками не играют.
- Изготовить для Петрушки «символ огня» и др.)
3. Слушание «Сказка о непослушной спичке».
- Тогда послушайте сказку «Сказка о непослушной спичке».
В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была весёлой, шаловливой девочкой. Уж очень она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, выходя на улицу - деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало и люди стали её бояться. Ей это очень не нравилось.
И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил её не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живёт в своём доме - спичечном коробке.
- Понравилась вам сказка? (Ответы детей.)
4. Общение с детьми «Огонь наш друг и враг».
- Конечно, дети, огонь в первую очередь является нашим другом. Давайте разберёмся, когда же огонь бывает добрым и полезным для нас? (Ответы детей. В лесу можно погреться около костра, приготовить еду и др.)
- Огонь - давний друг человека, очень давно люди научились добывать его. И сегодня без огня не обойтись, он согревает и кормит нас. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, при помощи огня в мартеновских печах варят сталь, из которой делают трубы, станки, автомобили и самолёты. Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах. (Слайд «Огонь наш друг»).
Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится опасным и тогда не щадит никого и ничего. Пожар - не случайность, а результат неправильного обращения с огнём. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность и правила техники безопасности. (Слайд «Огонь наш враг»).
- Как называется профессия, люди которой приходят на помощь во время пожаров? (Ответы детей. Пожарные). (Слайд)
- Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (Ответы детей. Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.)
- На чем пожарные приезжают к месту пожара? (Ответы детей. Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.) (Слайд) (Дети рассказывают об оснащении и отличительных признаках машин.)
- Правильно! В их распоряжении специально оснащённые пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Красный цвет - это цвет тревоги, он напоминает об опасности. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, услышав громкий звук пожарной сирены.
- Если произошёл пожар, по какому номеру нужно звонить? (Ответы детей. По номеру 01,112).
- Что нужно сообщить пожарным по телефону? (Ответы детей.)
- Правильно, пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.
- А чего нельзя делать, если случился пожар? (Ответы детей. Если случился пожар нельзя оставаться в квартире, нельзя прятаться под кровать, в шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т. д.)
- Кроме огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и погибают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
(Ответы детей. Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом, мокрым полотенцем и т. д.)
- Что нужно соблюдать всем, чтобы не было пожаров? (Ответы детей. Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.)
- Правильно. Какие правила пожарной безопасности надо знать и соблюдать?
5. Игра «Можно - нельзя».
(Если можно, дети поднимают зелёный круг, если нельзя - красный.)
- Играть со спичками. (нельзя);
- разжигать и оставлять без присмотра костёр. (нельзя);
- включать газ и электрические приборы в отсутствии взрослых. (нельзя);
- играть с зажигалкой. (нельзя);
- разжигать костёр со взрослым. (можно);
- оставлять без присмотра включенный утюг или чайник. (нельзя);
- готовить со взрослым еду на костре. (можно);
- прятаться под кровать, в шкаф если случился пожар. (нельзя);
- играть с горючими жидкостями, которые легко воспламеняются. (нельзя);
- пожарных при пожаре вызывать. (можно).
- Молодцы!
6. Физминутка.
Здесь мы учимся не даром: (Гладят себя по голове.)
Не допустим мы пожара. (Поднимают руки вверх, имитируют движение языков пламени.)
Спички уберём на полку. (Имитируют действия.)
Не зажжём костёр без толку. (Грозят пальцем.)
Будем помнить день за днём:
Осторожен будь с огнём! (Маршируют.)
7. Экспериментирование. «Лаборатория пожарной безопасности».
- Сейчас предлагаю вместе с Петрушкой отправиться в лабораторию пожарной безопасности. С помощью экспериментов мы вспомним, как можно потушить огонь. (Воспитатель надевает фартук, нарукавники, эксперименты все выполняет воспитатель.)
Эксперимент № 1.
(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечу.)
- Когда мы зажгли свечу, что мы увидели? (Огонь)
- Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нельзя)
Объясните, почему? (Ответы детей. Можно обжечься, если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол, может произойти пожар и др.)
- Да, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент № 2.
(Воспитатель подносит к огню лист бумаги.)
- Дети, быстро сгорает бумага? (Да)
- Как вы думаете, бумагу можно поджигать и играть? (Нет)
- Почему? (Ответы детей.)
Эксперимент № 3.
(Воспитатель подносит к огню немного ваты.)
- Дети, а вата быстро сгорает? (Да).
Вата является пожароопасной и легко воспламеняемой? (Ответы детей.)
Эксперимент № 4.
(Воспитатель подносит к огню деревянную щепку.)
- Дети, а дерево быстро сгорает? (Нет).
- Да, дерево медленнее загорается, горит долго. И это очень опасно.
Эксперимент № 5.
- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Ответы детей. Его нужно потушить).
- Чего боится огонь? (Ответы детей. Воды, снега, земли, песка).
- А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да).
Эксперимент № 6. На горящую свечу прольём немного воды. Что происходит и почему? (Ответы детей. Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент № 7, № 8, № 9. Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землёй, снегом.
- Вспомните, чем можно потушить огонь? (Ответы детей.)
- Во всех учреждениях: детских садах, школах, магазинах и заводах есть пожарные посты со средствами пожаротушения, в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.
- Молодцы! Предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ».
8. Игра «Вопрос - ответ».
(Дети стоят в кругу, воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопросы, дети отвечают).
- Дым столбом поднялся вдруг кто не выключил. (Утюг)
- Дым увидел – не зевай и пожарных. (Вызывай)
- Помнит каждый гражданин пожарный номер. (Ноль один)
- Раз, два, три – четыре, у кого пожар … (В квартире)
- Знайте мальчики и девочки, не игрушки это. (Спички)
- Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье … (Над газом)
- Кто проходит во время пожара на помощь?. (Пожарный)
- Жжётся печь, её не тронь, потому что в ней. (Огонь)
- Поднимаясь выше дома, всем пожарным так знакома?. (Пожарная лестница)
- Дети, помните о том, что нельзя шутить с. … (Огнём)
- Не оставайся в квартире с огнём, а выбирайся доступным. (Путём)
- Если слаб огонь, скорей ты водой его. (Залей)
- Если ли в доме случился пожар, можно спрятаться под диван?. (Нет)
- Молодцы!
Петрушка. Дети, какие вы молодцы!
- Что мы ещё задумали сделать для Петрушки? (Ответы детей. Макет «символ огня».)
9. Продуктивная деятельность. Изготовление «символа огня».
(Дети предложили изготовить для Петрушки «символ огня».)
Петрушка. Спасибо вам, за подарок. Теперь я знаю, что спички не игрушка и не буду больше играть со спичками. Все запомнил, буду смотреть на ваш подарок и помнить, что огонь может быть опасен.
До свидания!
10. Рефлексия.
- Дети, мы выполнили то, что задумали? (Ответы детей.)
- Что мы сделали? (Ответы детей.)
- Что для вас было трудным сегодня? (Ответы детей.)
- А вы будете соблюдать правила пожарной безопасности? (Ответы детей.)
- Дети, вы сегодня очень старались, молодцы!