МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Наталья Троцюк
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ИНФОРМАТИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое корабля»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

• всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта;

• научить детей понимать назначение и функции водного транспорта;

• познакомить с функцией предмета «плавать»;

• установить последовательность развития водного транспорта;

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

• формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы;

• формирование приёмов умственных действий: анализа, сравнения, исключения, моделирования, конструирования;

• расширять и обогащать словарный запас детей (мачта, рея, плот, пароход, ледокол, лайнер и др.);

• закрепление навыков звуко - слогового анализа слова: акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки;

• характеристики звука: согласные и гласные звуки;

• выделение в слове гласных и согласных звуков;

• составление слова из букв и слогов;

• развивать любознательность и усидчивость;

• развивать внимание, творческие способности;

• учить расставлять события в правильной последовательности, учить исправлять нарушения в закономерности расположения предметов;

• развивать произвольность поведения, чёткость выполнения инструкции взрослого;

• развивать умение работать с интерактивной доской, на ноутбуке с использованием «мышки».

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Модель «волшебных часов», маленький бассейн с водой – «море», макет поселения древних людей, модели плота, лодки с шестом, парусника, корабля с двигателем; интерактивная доска с изображениями: древнего мира, лодки с вёслами, парусника, ледокола, подводной лодки, «ленты времени».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Тазики с водой на каждого ребёнка; брёвна, камни; карточки и буквы для составления слов; заготовки для построения парусника: парус, мачта, лодка, пластилин; фломастеры; три схемы кораблей, плоскостные фигуры, объёмные фигуры, палочки из строительного конструктора.

СЛОВАРЬ:

Мачта, рея, плот, шест, вёсла, парусник, пароход, двигатель, подводная лодка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

беседа о водном транспорте, рассматривание иллюстраций различных плавательных средств, оформление мини-музея «От плота до парохода», детско-родительская проектная деятельность «Модель корабля – своими руками».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (Да.) Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в прошлое кораблей.

В путешествии мы узнаем много нового: как создавались корабли, будем работать в лаборатории, вы будете сами делать опыты и даже сами будете строить корабли. Ну, что готовы совершить такое путешествие? (Да). Начнём его с нашей любимой читалочки. Становитесь в круг.

Дети: Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Нас ждут нелегкие дела,

Мы будем дружны, как всегда.

- Тогда в путь. А помогут нам в этом волшебные часы.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре –

В прошлое попасть решили!

(Воспитатель подходит к часам и переводит стрелку назад.)

Воспитатель: Скорее закройте глаза.

Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали, как вы думаете? (обращает внимание на интерактивную доску). (В прошлое, в древний мир).

Верно, молодцы.

БЕСЕДА.

Воспитатель: А теперь посмотрите на макет. (Воспитатель подводит детей к макету древних людей.) Как жили древние люди?

Воспитатель: Верно, они одевались в шкуры животных, жили в пещерах, готовили пищу на костре. А ещё древние люди переплывали реки на брёвнах. Почему они плавали именно на брёвнах? Предлагаю это выяснить в нашей лаборатории.

ОПЫТ.

(На каждом столе ёмкость с водой и рядом материал: дерево и камень.)

Воспитатель: Ребята, подойдите к столам. Возьмите бревнышко и опустите в наше «море». (Дети выполняют.) А теперь возьмите камень и тоже опустите в «море». (Дети выполняют.) Какой вывод вы можете сделать, как ученые?

Дети: Бревно не тонет, а камень утонул сразу. Бревно деревянное, а дерево не тонет. Бревно легче, чем камень. Из камня нельзя строить корабли, он тяжелый.

Воспитатель: Да, вы правы. (Воспитатель тоже опускает «бревно» в воду.) А теперь садитесь на стульчики. (Дети садятся на стулья.)

РАССКАЗ.

Воспитатель: И стали древние люди плавать с одного берега на другой на бревне. Это был первый корабль человека. Но на таком корабле нельзя было перевозить пойманную добычу, различные грузы и тогда люди привязали к бревну еще одно бревно, а потом еще и получился… (Плот.) (Воспитатель показывает макет плота с древними людьми и опускает на воду.)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Воспитатель: Вот, какой красивый плот. Древние люди не умели читать. А мы уже умеем. Давайте выложим слово «плот». Произнесите слово «плот».

Дети: Плот.

Воспитатель: Какой первый звук? («П».)

Какой второй звук? («Л».)

Какой третий звук? («О».)

Какой четвертый звук? («Т».)

Воспитатель: А теперь возьмите карточки из-под стульчиков и положите на колени. Соберите слово «плот» на верхней полоске. А Кира соберет слово «плот» на интерактивной доске. (Дети выполняют задание.) Прочитайте слово. (Индивидуально.)

Воспитатель: Да, вы молодцы! Умело применили свои знания.

(Воспитатель переводит часы вперед на одно деление.)

Воспитатель: Путешествие продолжается!

Раз, два, три,

Время нас перенеси!

БЕСЕДА. ПОКАЗ.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в недалекое прошлое. Люди хотели передвигаться по воде быстрее, чем на бревне или на плоту. Из своих наблюдений они сделали вывод, что если конец бревна сделать острым, оно плывет быстрее, а если выдолбить углубление в бревне, то оно становится легким и в него можно сесть. Так люди изобрели лодку. (Показ макета лодки.)

- Почему лодка не тонет? (Она сделана из дерева.)

- А мы уже знаем, что дерево… не тонет.

А для того, чтобы она быстрее плыла, взяли длинные палки-шесты и ими отталкивались от дна реки.

- А как вы думаете, что люди придумали вместо шеста для того, чтобы лодка плыла быстрее? (Весла.) (Показ изображения лодки с вёслами на интерактивной доске). Вот на таких лодках плавали люди.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

- В те давние времена люди научились писать. И вот, что они написали на коре дерева. Ведь тогда еще не было бумаги. (Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.)

- Ребята, кора потрескалась и разломилась на кусочки. Посмотрите внимательно. Что же за слово здесь было написано? (Лодка.)

- Сколько частей в слове «лодка»? Приготовьте ладошки. (Дети определяют количество слогов в слове при помощи хлопков.)

- Сколько слогов в слове? (Два)

- Какой первый слог? (Лод)

- Какой второй слог? (Ка)

- Ребята, помогите собрать слово «лодка». (Один ребенок составляет слово из слогов на интерактивной доске.)

Воспитатель: Замечательно, с этим заданием вы справились.

- Раз, два, три, время нас перенеси!

(Воспитатель переводит часы на одно деление вперед.)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.

Воспитатель: Ребята, прошло много времени пока люди поняли, что лодка может плавать и без весел, был бы ветер. Давайте убедимся в этом. (Воспитатель показывает парусник.)

- Эта палка – мачта или рея, это полотно – парус. Как вы думаете, как назвали такое судно? (Парусник.) (Ставит парусник на воду.)

- Ребята, плывет или стоит парусник? (Стоит.)

- Почему он не плывет? (Потому что нет ветра.)

- Что необходимо паруснику, чтобы он плыл, как вы думаете? (Ветер.)

- Давайте проверим ваше предположение.

- Приглашаю вас в лабораторию. Тут мы построим парусники. У каждого парусника должно быть своё имя. Возьмите фломастеры и напишите своё имя на парусе.

- А теперь внимательно послушайте, как вы будете строить парусник.

- Сначала вам нужно сделать парус. Возьмите мачту и парус. Вставьте мачту в парус, а чтобы он не соскочил, с одной стороны закрепите пластилином.

- Потом вставьте мачту с парусом в отверстие лодки. Все поняли задание? Приступайте к работе. (Индивидуальная помощь).

- Я вижу все закончили работу. Опустите парусник на воду. Плывет парусник? (Нет.) Что нужно для того, чтобы он поплыл? (Ветер.) Подуйте на него. (Дети дуют.)

- Молодцы! У вас умелые руки. Посмотрите, какие красивые парусники у вас получились. Я предлагаю поставить их в наш музей, я уже и место приготовила. Вы согласны?

- Ребята, а теперь подойдите к «морю» и давайте отправим наш парусник в плавание. Девочки становятся слева, а мальчики – справа. Давайте покажем ветер.

Физкультминутка: Ветер, ветер, ты могуч, (взмахи руками над головой

влево-вправо)

Ты гоняешь стаи туч, (круговые движения над головой)

Ты волнуешь сине море, (взмахи руками взад-вперед)

Всюду веешь на просторе!

- Подуйте, девочки, на парусник. Ого, как быстро он подплыл к другому берегу.

- А теперь подуют мальчики. Молодцы. И девочки и мальчики постарались.

- Проходите на стульчики.

БЕСЕДА.

(Показ на интерактивной доске парусника.)

Воспитатель: Люди научились строить большие парусники с множеством парусов. Строили их из дерева, а дерево имеет свойство гнить. Люди догадались обивать дно корабля металлом. Корабли стали прочнее и служили дольше.

- И все было бы хорошо, но ведь были дни, недели, когда не было ветра. В тихую безветренную погоду парусники стояли в ожидании ветра. И день стояли, и два, и неделю, а грузы надо было перевозить. И вот тогда люди изобрели паровой двигатель - мотор, который стали использовать на корабле. Корабли работали на пару.

- Как вы думаете, как назвали такие корабли? (Пароходы.)

(Показ на интерактивной доске парохода.)

- Совершенно верно. Так, где-то 100 лет назад, появились пароходы. Они могли плавать в любую погоду. (Показ макета парохода)

- А теперь для вас сложное задание.

- Ребята, сколько частей в слове пароход? (Дети определяют количество слогов с помощью хлопков)

- Кто хочет собрать это слово на чудо-доске из слогов.

- Отлично, ты правильно выложил из слогов это трудное длинное слово.

- Ребята, но время не стоит на месте.

(Воспитатель переводит часы.)

- Кручу, верчу,

Время вернуть хочу.

- Итак, мы с вами попали в наше время.

- Люди продолжали работать, улучшать двигатели. Так появились тепловые, электрические, а потом и атомные двигатели.

- Давайте и мы запустим наш корабль. (Воспитатель пускает корабль с двигателем на «море».)

- Почему корабль плывет? (У корабля есть мотор – двигатель.)

(Показ на интерактивной доске ледокола.)

- Сейчас корабли строят из легкого, но очень прочного металла. Самым прочным из кораблей считается ледокол. Он плавает на Севере, где очень толстые льды.

- Почему этот корабль назвали ле-до-кол? (Раскалывает лед и прокладывает дорогу другим кораблям.)

(Показ на интерактивной доске подводной лодки.)

- А вот, смотрите, еще один корабль. Что это? (Подводная лодка.)

- Почему его так назвали? (Плавает под водой.)

- Вы правильно догадались. А какие ещё корабли вы знаете? (Яхты, катамараны, танкеры, пассажирские теплоходы, крейсеры, водные мотоциклы, баржи, сухогрузы)

- Вот какие разные корабли плавают по морям и океанам.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ.

Воспитатель: Пройдемте теперь в конструкторское бюро, где у вас будет много интересной работы.

- Нам поступил заказ на постройку трех разных кораблей. Для того чтобы работу выполнить в срок, мы разделимся на 3 команды. (Дежурный разделит детей на три команды, воспитатель назначает капитанов.)

- А теперь, внимание: задание. У каждой команды будет схема и строительный материал. Вы должны внимательно рассмотреть схему, построить корабль, сказать как он называется и придумать ему имя. Корабли у всех разные. Берите корзины, найдите удобное место, чтобы не мешать другим командам. Приступайте к работе. Я желаю вам удачи! (Дети выполняют задание на ковре по схеме из объёмных геометрических тел, плоскостных геометрических фигур и палочек из строительного конструктора. Воспитатель следит и помогает если нужна помощь.)

Воспитатель: Капитаны команд, доложите, как называются ваши корабли?

- Вы настоящие кораблестроители.

Воспитатель: За многие тысячи лет человек наблюдал, мыслил, конструировал и из простейшего корабля-бревна, он построил огромные современные корабли. Эти корабли такие мощные, что могут перевозить сотни пассажиров, тяжелые грузы и даже самолеты на них могут садиться.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ».

Воспитатель: А сейчас на нашей чудо – доске мы соберем «ленту времени» от бревна до современного корабля. (Работа с интерактивной доской.)

- Кто начнёт? Что самое первое изобрели люди, для передвижения по воде? (Бревно.) и т. д. (Дети собирают «ленту времени»: плот, лодка, парусник, пароход, ледокол, подводная лодка.)

- Вот такой длинный путь прошло бревно древнего человека до нашего времени.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое кораблей.

- Вам понравилось?

ИГРЫ.

-А сейчас можно поиграть с кораблями, которые вы построили.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 23:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Троцюк (УИ 69046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД