Наталья Троцюк
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ИНФОРМАТИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое корабля»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
• всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта;
• научить детей понимать назначение и функции водного транспорта;
• познакомить с функцией предмета «плавать»;
• установить последовательность развития водного транспорта;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы;
• формирование приёмов умственных действий: анализа, сравнения, исключения, моделирования, конструирования;
• расширять и обогащать словарный запас детей (мачта, рея, плот, пароход, ледокол, лайнер и др.);
• закрепление навыков звуко - слогового анализа слова: акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки;
• характеристики звука: согласные и гласные звуки;
• выделение в слове гласных и согласных звуков;
• составление слова из букв и слогов;
• развивать любознательность и усидчивость;
• развивать внимание, творческие способности;
• учить расставлять события в правильной последовательности, учить исправлять нарушения в закономерности расположения предметов;
• развивать произвольность поведения, чёткость выполнения инструкции взрослого;
• развивать умение работать с интерактивной доской, на ноутбуке с использованием «мышки».
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Модель «волшебных часов», маленький бассейн с водой – «море», макет поселения древних людей, модели плота, лодки с шестом, парусника, корабля с двигателем; интерактивная доска с изображениями: древнего мира, лодки с вёслами, парусника, ледокола, подводной лодки, «ленты времени».
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Тазики с водой на каждого ребёнка; брёвна, камни; карточки и буквы для составления слов; заготовки для построения парусника: парус, мачта, лодка, пластилин; фломастеры; три схемы кораблей, плоскостные фигуры, объёмные фигуры, палочки из строительного конструктора.
СЛОВАРЬ:
Мачта, рея, плот, шест, вёсла, парусник, пароход, двигатель, подводная лодка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
беседа о водном транспорте, рассматривание иллюстраций различных плавательных средств, оформление мини-музея «От плота до парохода», детско-родительская проектная деятельность «Модель корабля – своими руками».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (Да.) Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в прошлое кораблей.
В путешествии мы узнаем много нового: как создавались корабли, будем работать в лаборатории, вы будете сами делать опыты и даже сами будете строить корабли. Ну, что готовы совершить такое путешествие? (Да). Начнём его с нашей любимой читалочки. Становитесь в круг.
Дети: Мы за руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся.
Нас ждут нелегкие дела,
Мы будем дружны, как всегда.
- Тогда в путь. А помогут нам в этом волшебные часы.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
В прошлое попасть решили!
(Воспитатель подходит к часам и переводит стрелку назад.)
Воспитатель: Скорее закройте глаза.
Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали, как вы думаете? (обращает внимание на интерактивную доску). (В прошлое, в древний мир).
Верно, молодцы.
БЕСЕДА.
Воспитатель: А теперь посмотрите на макет. (Воспитатель подводит детей к макету древних людей.) Как жили древние люди?
Воспитатель: Верно, они одевались в шкуры животных, жили в пещерах, готовили пищу на костре. А ещё древние люди переплывали реки на брёвнах. Почему они плавали именно на брёвнах? Предлагаю это выяснить в нашей лаборатории.
ОПЫТ.
(На каждом столе ёмкость с водой и рядом материал: дерево и камень.)
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам. Возьмите бревнышко и опустите в наше «море». (Дети выполняют.) А теперь возьмите камень и тоже опустите в «море». (Дети выполняют.) Какой вывод вы можете сделать, как ученые?
Дети: Бревно не тонет, а камень утонул сразу. Бревно деревянное, а дерево не тонет. Бревно легче, чем камень. Из камня нельзя строить корабли, он тяжелый.
Воспитатель: Да, вы правы. (Воспитатель тоже опускает «бревно» в воду.) А теперь садитесь на стульчики. (Дети садятся на стулья.)
РАССКАЗ.
Воспитатель: И стали древние люди плавать с одного берега на другой на бревне. Это был первый корабль человека. Но на таком корабле нельзя было перевозить пойманную добычу, различные грузы и тогда люди привязали к бревну еще одно бревно, а потом еще и получился… (Плот.) (Воспитатель показывает макет плота с древними людьми и опускает на воду.)
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Воспитатель: Вот, какой красивый плот. Древние люди не умели читать. А мы уже умеем. Давайте выложим слово «плот». Произнесите слово «плот».
Дети: Плот.
Воспитатель: Какой первый звук? («П».)
Какой второй звук? («Л».)
Какой третий звук? («О».)
Какой четвертый звук? («Т».)
Воспитатель: А теперь возьмите карточки из-под стульчиков и положите на колени. Соберите слово «плот» на верхней полоске. А Кира соберет слово «плот» на интерактивной доске. (Дети выполняют задание.) Прочитайте слово. (Индивидуально.)
Воспитатель: Да, вы молодцы! Умело применили свои знания.
(Воспитатель переводит часы вперед на одно деление.)
Воспитатель: Путешествие продолжается!
Раз, два, три,
Время нас перенеси!
БЕСЕДА. ПОКАЗ.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в недалекое прошлое. Люди хотели передвигаться по воде быстрее, чем на бревне или на плоту. Из своих наблюдений они сделали вывод, что если конец бревна сделать острым, оно плывет быстрее, а если выдолбить углубление в бревне, то оно становится легким и в него можно сесть. Так люди изобрели лодку. (Показ макета лодки.)
- Почему лодка не тонет? (Она сделана из дерева.)
- А мы уже знаем, что дерево… не тонет.
А для того, чтобы она быстрее плыла, взяли длинные палки-шесты и ими отталкивались от дна реки.
- А как вы думаете, что люди придумали вместо шеста для того, чтобы лодка плыла быстрее? (Весла.) (Показ изображения лодки с вёслами на интерактивной доске). Вот на таких лодках плавали люди.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
- В те давние времена люди научились писать. И вот, что они написали на коре дерева. Ведь тогда еще не было бумаги. (Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску.)
- Ребята, кора потрескалась и разломилась на кусочки. Посмотрите внимательно. Что же за слово здесь было написано? (Лодка.)
- Сколько частей в слове «лодка»? Приготовьте ладошки. (Дети определяют количество слогов в слове при помощи хлопков.)
- Сколько слогов в слове? (Два)
- Какой первый слог? (Лод)
- Какой второй слог? (Ка)
- Ребята, помогите собрать слово «лодка». (Один ребенок составляет слово из слогов на интерактивной доске.)
Воспитатель: Замечательно, с этим заданием вы справились.
- Раз, два, три, время нас перенеси!
(Воспитатель переводит часы на одно деление вперед.)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
Воспитатель: Ребята, прошло много времени пока люди поняли, что лодка может плавать и без весел, был бы ветер. Давайте убедимся в этом. (Воспитатель показывает парусник.)
- Эта палка – мачта или рея, это полотно – парус. Как вы думаете, как назвали такое судно? (Парусник.) (Ставит парусник на воду.)
- Ребята, плывет или стоит парусник? (Стоит.)
- Почему он не плывет? (Потому что нет ветра.)
- Что необходимо паруснику, чтобы он плыл, как вы думаете? (Ветер.)
- Давайте проверим ваше предположение.
- Приглашаю вас в лабораторию. Тут мы построим парусники. У каждого парусника должно быть своё имя. Возьмите фломастеры и напишите своё имя на парусе.
- А теперь внимательно послушайте, как вы будете строить парусник.
- Сначала вам нужно сделать парус. Возьмите мачту и парус. Вставьте мачту в парус, а чтобы он не соскочил, с одной стороны закрепите пластилином.
- Потом вставьте мачту с парусом в отверстие лодки. Все поняли задание? Приступайте к работе. (Индивидуальная помощь).
- Я вижу все закончили работу. Опустите парусник на воду. Плывет парусник? (Нет.) Что нужно для того, чтобы он поплыл? (Ветер.) Подуйте на него. (Дети дуют.)
- Молодцы! У вас умелые руки. Посмотрите, какие красивые парусники у вас получились. Я предлагаю поставить их в наш музей, я уже и место приготовила. Вы согласны?
- Ребята, а теперь подойдите к «морю» и давайте отправим наш парусник в плавание. Девочки становятся слева, а мальчики – справа. Давайте покажем ветер.
Физкультминутка: Ветер, ветер, ты могуч, (взмахи руками над головой
влево-вправо)
Ты гоняешь стаи туч, (круговые движения над головой)
Ты волнуешь сине море, (взмахи руками взад-вперед)
Всюду веешь на просторе!
- Подуйте, девочки, на парусник. Ого, как быстро он подплыл к другому берегу.
- А теперь подуют мальчики. Молодцы. И девочки и мальчики постарались.
- Проходите на стульчики.
БЕСЕДА.
(Показ на интерактивной доске парусника.)
Воспитатель: Люди научились строить большие парусники с множеством парусов. Строили их из дерева, а дерево имеет свойство гнить. Люди догадались обивать дно корабля металлом. Корабли стали прочнее и служили дольше.
- И все было бы хорошо, но ведь были дни, недели, когда не было ветра. В тихую безветренную погоду парусники стояли в ожидании ветра. И день стояли, и два, и неделю, а грузы надо было перевозить. И вот тогда люди изобрели паровой двигатель - мотор, который стали использовать на корабле. Корабли работали на пару.
- Как вы думаете, как назвали такие корабли? (Пароходы.)
(Показ на интерактивной доске парохода.)
- Совершенно верно. Так, где-то 100 лет назад, появились пароходы. Они могли плавать в любую погоду. (Показ макета парохода)
- А теперь для вас сложное задание.
- Ребята, сколько частей в слове пароход? (Дети определяют количество слогов с помощью хлопков)
- Кто хочет собрать это слово на чудо-доске из слогов.
- Отлично, ты правильно выложил из слогов это трудное длинное слово.
- Ребята, но время не стоит на месте.
(Воспитатель переводит часы.)
- Кручу, верчу,
Время вернуть хочу.
- Итак, мы с вами попали в наше время.
- Люди продолжали работать, улучшать двигатели. Так появились тепловые, электрические, а потом и атомные двигатели.
- Давайте и мы запустим наш корабль. (Воспитатель пускает корабль с двигателем на «море».)
- Почему корабль плывет? (У корабля есть мотор – двигатель.)
(Показ на интерактивной доске ледокола.)
- Сейчас корабли строят из легкого, но очень прочного металла. Самым прочным из кораблей считается ледокол. Он плавает на Севере, где очень толстые льды.
- Почему этот корабль назвали ле-до-кол? (Раскалывает лед и прокладывает дорогу другим кораблям.)
(Показ на интерактивной доске подводной лодки.)
- А вот, смотрите, еще один корабль. Что это? (Подводная лодка.)
- Почему его так назвали? (Плавает под водой.)
- Вы правильно догадались. А какие ещё корабли вы знаете? (Яхты, катамараны, танкеры, пассажирские теплоходы, крейсеры, водные мотоциклы, баржи, сухогрузы)
- Вот какие разные корабли плавают по морям и океанам.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ.
Воспитатель: Пройдемте теперь в конструкторское бюро, где у вас будет много интересной работы.
- Нам поступил заказ на постройку трех разных кораблей. Для того чтобы работу выполнить в срок, мы разделимся на 3 команды. (Дежурный разделит детей на три команды, воспитатель назначает капитанов.)
- А теперь, внимание: задание. У каждой команды будет схема и строительный материал. Вы должны внимательно рассмотреть схему, построить корабль, сказать как он называется и придумать ему имя. Корабли у всех разные. Берите корзины, найдите удобное место, чтобы не мешать другим командам. Приступайте к работе. Я желаю вам удачи! (Дети выполняют задание на ковре по схеме из объёмных геометрических тел, плоскостных геометрических фигур и палочек из строительного конструктора. Воспитатель следит и помогает если нужна помощь.)
Воспитатель: Капитаны команд, доложите, как называются ваши корабли?
- Вы настоящие кораблестроители.
Воспитатель: За многие тысячи лет человек наблюдал, мыслил, конструировал и из простейшего корабля-бревна, он построил огромные современные корабли. Эти корабли такие мощные, что могут перевозить сотни пассажиров, тяжелые грузы и даже самолеты на них могут садиться.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ».
Воспитатель: А сейчас на нашей чудо – доске мы соберем «ленту времени» от бревна до современного корабля. (Работа с интерактивной доской.)
- Кто начнёт? Что самое первое изобрели люди, для передвижения по воде? (Бревно.) и т. д. (Дети собирают «ленту времени»: плот, лодка, парусник, пароход, ледокол, подводная лодка.)
- Вот такой длинный путь прошло бревно древнего человека до нашего времени.
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое кораблей.
- Вам понравилось?
ИГРЫ.
-А сейчас можно поиграть с кораблями, которые вы построили.