Наталья Сабельникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у хозяюшки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у Хозяюшки»
Цель: Формировать патриотические чувства. Расширять представления детей о народном быте.
Задачи: Знакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями, бытом, гостеприимством. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, загадки, скороговорки. Обогащать словарь детей названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка. Воспитывать интерес к народному быту.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у хозяюшки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Активизация словаря: Ухват, кочерга, чугунок, прялка, лапти, самовар, прялка.
Материал: предметы быта: скатерть, самовар, самотканые дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки (Павловский посад, сарафаны, рубахи, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: разучивание загадок, пословиц, поговорок о труде. Чтение русских народных сказок, драматизация отрывков из сказок. Знакомство с русскими народными играми.
Ход:
Посиделки поводятся в «русской» комнате с печью.
Звучит русская народная мелодия, воспитатель с детьми в русских костюмах входят в комнату.
Хозяйка: (приветствует гостей) - Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рады видеть вас у себя в гостях – «Для дорогого гостя и ворота настежь». - Хорошему гостю хозяин рад!
Дети: (отвечают на приветствие известными им пословицами)
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-Много гостей, много новостей.
-Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяйка: Рассаживайтесь, дети поудобнее и послушайте, я расскажу вам много интересного. В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Сейчас я предлагаю вам осмотреть «избу» и найти предметы, которые могли быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти – плетеные, коврик – вязаный.) Воспитатель предлагает полюбоваться этими предметами.
Хозяйка: «Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим».
Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.
Хозяйка: Приглашаю вас ребята в хоровод.
Хоровод: «На горе – то калина»
Хозяйка: Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А вы знаете пословицы?
Дети:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Разговорами каши не сваришь.
- Сделал дело – гуляй смело.
- За всякое дело берись смело.
- Труд кормит, а лень портит.
- Поскорее подрастай, да к работе поспевай.
(Хозяйка просит детей объяснить какую – либо пословицу)
Воспитатель: Дорогая Хозяюшка, дети пришли к тебе в гости с музыкальными инструментами.
1-й ребенок.
«В нашем оркестре всего понемножку –
Звенит колокольчик, играет гармошка».
2-й ребенок.
«Даже играют и в бубен и в ложки –
В нашем оркестре всего понемножку!»
Играет детский оркестр.
Воспитатель: Делу - время, потехе – час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка.
(Хозяйка у печки имитирует приготовление пищи – «варит кашу».)
«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – наш отец родной».
Ребенок: Уважаемая Хозяйка, мы приготовили для тебя подарки, но прежде чем их тебе отдадим, отгадай наши загадки.
Дети.
- Никогда не ест,
А только пьет;
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)
- Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
- Невелик мужичок, ножки жиденьки,
Подпоясан коротенько,
По избе пройдет – пыль пойдет. (Веник)
- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
- Висит, болтается
Всяк за него хватается. (Полотенце)
Хозяюшка:- А вы, дети, можете показать, как пользоваться этими предметами?
(Дети показывают.)
Воспитатель:- Предлагаю послушать шутки – прибаутки.
Дети:
- Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла –
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов!
Не нашли и едоков.
- Сбил, сколотил – вот колесо:
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
- Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.
Где ты, брат Иван?
- В горнице.
-А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
- Баба сеяла горох –
Прыг – скок, прыг – скок!
Обвалился потолок –
Прыг – скок, прыг – скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела, опять пошла.
Наш Козел – стрекозел
То – то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
И козлят кормил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал.
Хозяюшка: А я предлагаю скороговорки за мной повторить.
- Сыворотка из - под простокваши.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы все переломали.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шел Егор через двор, нес Егор с собой топор. Шел Егор чинить забор.
(Дети повторяют).
- Приглашаю поиграть.
Игра «Сорока».
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами сказку послушаем и посмотрим.
Драматизация русской народной сказки «Жихарка» (в исполнении детей.)
Хозяюшка:
- Сказке конец, а кто слушал - молодец.
И надо каждому молодцу
С огорода по огурцу.
Да пока вы сказку слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Вот вам и не досталось!
(Подходит к печи, обращаясь к ней.)
- Ой ты, печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
(Достает из печи кашу, пироги и блины, приглашает всех к столу, разливает чай, угощает детей.)
Воспитатель: Вот посидели, вот и поговорили.
Спасибо вам, Хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Звучит русская народная музыка, все благодарят хозяюшку за гостеприимство, уходят.