Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у хозяюшки» (старшая группа)

Наталья Сабельникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у хозяюшки» (старшая группа)

«В гостях у Хозяюшки»

Цель: Формировать патриотические чувства. Расширять представления детей о народном быте.

Задачи: Знакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями, бытом, гостеприимством. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, загадки, скороговорки. Обогащать словарь детей названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка. Воспитывать интерес к народному быту.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у хозяюшки“ (старшая группа)» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Активизация словаря: Ухват, кочерга, чугунок, прялка, лапти, самовар, прялка.

Материал: предметы быта: скатерть, самовар, самотканые дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки (Павловский посад, сарафаны, рубахи, музыкальные инструменты.

Предварительная работа: разучивание загадок, пословиц, поговорок о труде. Чтение русских народных сказок, драматизация отрывков из сказок. Знакомство с русскими народными играми.

Ход:

Посиделки поводятся в «русской» комнате с печью.

Звучит русская народная мелодия, воспитатель с детьми в русских костюмах входят в комнату.

Хозяйка: (приветствует гостей) - Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рады видеть вас у себя в гостях – «Для дорогого гостя и ворота настежь». - Хорошему гостю хозяин рад!

Дети: (отвечают на приветствие известными им пословицами)

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-Много гостей, много новостей.

-Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяйка: Рассаживайтесь, дети поудобнее и послушайте, я расскажу вам много интересного. В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Сейчас я предлагаю вам осмотреть «избу» и найти предметы, которые могли быть сделаны на посиделках. (Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти – плетеные, коврик – вязаный.) Воспитатель предлагает полюбоваться этими предметами.

Хозяйка: «Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим».

Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.

Хозяйка: Приглашаю вас ребята в хоровод.

Хоровод: «На горе – то калина»

Хозяйка: Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А вы знаете пословицы?

Дети:

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Разговорами каши не сваришь.

- Сделал дело – гуляй смело.

- За всякое дело берись смело.

- Труд кормит, а лень портит.

- Поскорее подрастай, да к работе поспевай.

(Хозяйка просит детей объяснить какую – либо пословицу)

Воспитатель: Дорогая Хозяюшка, дети пришли к тебе в гости с музыкальными инструментами.

1-й ребенок.

«В нашем оркестре всего понемножку –

Звенит колокольчик, играет гармошка».

2-й ребенок.

«Даже играют и в бубен и в ложки –

В нашем оркестре всего понемножку!»

Играет детский оркестр.

Воспитатель: Делу - время, потехе – час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка.

(Хозяйка у печки имитирует приготовление пищи – «варит кашу».)

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – наш отец родной».

Ребенок: Уважаемая Хозяйка, мы приготовили для тебя подарки, но прежде чем их тебе отдадим, отгадай наши загадки.

Дети.

- Никогда не ест,

А только пьет;

А как зашумит –

Всех приманит. (Самовар)

- Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

- Невелик мужичок, ножки жиденьки,

Подпоясан коротенько,

По избе пройдет – пыль пойдет. (Веник)

- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

- Висит, болтается

Всяк за него хватается. (Полотенце)

Хозяюшка:- А вы, дети, можете показать, как пользоваться этими предметами?

(Дети показывают.)

Воспитатель:- Предлагаю послушать шутки – прибаутки.

Дети:

- Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла –

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов!

Не нашли и едоков.

- Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат.

- Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

Где ты, брат Иван?

- В горнице.

-А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

- Баба сеяла горох –

Прыг – скок, прыг – скок!

Обвалился потолок –

Прыг – скок, прыг – скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела, опять пошла.

Наш Козел – стрекозел

То – то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал.

Хозяюшка: А я предлагаю скороговорки за мной повторить.

- Сыворотка из - под простокваши.

- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

- Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Зубы все переломали.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Шел Егор через двор, нес Егор с собой топор. Шел Егор чинить забор.

(Дети повторяют).

- Приглашаю поиграть.

Игра «Сорока».

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами сказку послушаем и посмотрим.

Драматизация русской народной сказки «Жихарка» (в исполнении детей.)

Хозяюшка:

- Сказке конец, а кто слушал - молодец.

И надо каждому молодцу

С огорода по огурцу.

Да пока вы сказку слушали,

Огурцы на огороде зайцы скушали.

Вот вам и не досталось!

(Подходит к печи, обращаясь к ней.)

- Ой ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

(Достает из печи кашу, пироги и блины, приглашает всех к столу, разливает чай, угощает детей.)

Воспитатель: Вот посидели, вот и поговорили.

Спасибо вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем.

Звучит русская народная музыка, все благодарят хозяюшку за гостеприимство, уходят.

Публикации по теме:

Конкурс конспектов занятий по патриотическому воспитанию дошкольников ПОЛОЖЕНИЕ конкурса конспектов интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию. Цель: активизация профессиональной.

Презентация «Родина» для занятий по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Презентация "РОДИНА". Данная презентация разработанна для занятий во второй младшей группе, по патриотическому воспитанию. Презентация поможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у хозяюшки» (старшая группа)
Опубликовано: 21 августа 2014 в 09:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД