Ирина Иванова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе комбинированного вида «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
-Совершенствовать синтаксическую сторону речи (образование сложноподчинённых предложений со словами «потому что»).
-Упражнять в подборе предметов к признакам и действиям.
-Совершенствовать навык выделения начального и конечного звуков в словах-названиях животных жарких стран.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе комбинированного вида „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Закреплять зрительные образы изученных букв.
-Формировать умение перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать диалогическую и связную речь.
-Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
-Развивать речевой слух, слуховое и зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление.
-Развивать фонематический слух.
-Развивать общие речевые навыки.
-Развивать ловкость, быстроту реакции.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать усидчивость, активность и самостоятельность при выполнении заданий.
-Воспитывать умение слушать своих собеседников.
Оборудование: CD с записью звуков джунглей, зимней вьюги, музыкального сопровождения выхода маленькой Разбойницы и Буквоеда, глобус, предметные картинки с изображениями животных жарких стран, морского котика и комнатных растений (фикус, фиалки, бальзамин, сюжетная картина с изображением оазиса, конверт с письмом от Незнайки, конверт с заданием Буквоеда, силуэтные изображения животных жарких стран, мяч, фломастеры, лейка, элементы костюмов для маленькой Разбойницы и Буквоеда, маска с изображением кактуса и пластмассовый цветок, поднос с финиками.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин с изображением жарких стран. Рассматривание предметных картинок с изображение животных жарких стран. Чтение рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», беседа по его содержанию и пересказ. Составление рассказов о животных жарких стран. Составление сложноподчинённых предложений со словами «потому что». Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» Разучивание диалогов с детьми – маленькой Разбойницей и Буквоедом. Подготовка литературной композиции по стихотворениям Г. Маура и В. Нищева
1. Вступительная часть.
-Ребята, вы любите путешествовать?
-Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в Африку, чтобы вспомнить всё то, что вы узнали о животных живущих там. Давайте найдём Африку на глобусе и посмотрим наш маршрут. Где находится Россия? А где же Африка?
- Какой вид транспорта нам понадобится? (поёзд, самолёт, корабль)
- А у меня другое предложение. Давайте попробуем произнести волшебные слова.
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в Африке очутись!
Звучит запись звуков джунглей.
2. Основная часть
2.1. Отгадывание и толкование загадок о животных жарких стран, выделение начального и конечного звуков в словах-отгадках.
-И вот мы, ребята, оказались в центре Африки – в саванне. Здесь обитает много различных животных. Назовите и покажите, какие животные живут в Африке? (Ответы детей) Посмотрите внимательно, какое животное здесь лишнее? Почему? (Лишний – морской котик, потому что он живёт на Севере) Прежде чем отправиться дальше, попробуйте отгадать загадки о животных, живущих в Африке, и объяснить, как вы догадались.
Африканские коняшки
Одеваются в тельняшки.
Что же это за коняшки?
(Зебры)
-Какие слова помогли вам догадаться? Зебры полосатые, а ещё какие? (Быстрые, резвые, красивые)
Его увидишь – сразу ясно:
Царь зверей – шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык,
Даже гривы не подстриг.
(Лев)
-Ребята, чем лев отличается от львицы? (Внешне львы отличаются от львицы тем, что у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет)
В зоопарке, верь, не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу!
(Слон)
-Что это за рука во лбу? А почему хобот назвали в загадке рукой? (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, переносит очень толстые брёвна). Вспомните семью слона. (Слон, слониха и слонёнок)
Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев (Жираф)
-Почему жираф выглядит гордо и важно? (Потому, что он высокий, у него длинная шея и ноги и смотрит на всех свысока.) Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, т. е. он может достать до крыши нашего садика, половина высоты приходится на шею. Такая длинная шея позволяет жирафу легко доставать до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Передние ноги жирафа длиннее задних ног, а хвост длинной в метр. В природе нет двух одинаково окрашенных жирафов. У них очень мощное сердце, но маленькие лёгкие, поэтому, если жирафа спугнуть, он не сможет долго бежать. Поэтому, осторожно, не спугните животных!
На носу большущий рог,
Носит каждый…
(Носорог)
-Какие слова помогли вам догадаться?
Когда жара спадёт,
Он выйдет из болота,
И ужинать пойдёт,
Вот жизнь у…
(Бегемота)
-Вспомните, какой образ жизни – дневной или ночной – у бегемота? Чем он занимается ночью?
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит …
(Крокодил)
-В загадке крокодил сравнивается с пароходом, а с чем ещё его можно спутать?
-Молодцы! Вы отгадали все загадки и дали толковые объяснения. Но уйти просто так мы всё равно не можем. Давайте покажем, чему мы научились, попробуем определить в названиях животных первый и последний звуки.
-Вы отлично справились. Пойдём дальше.
2.2. Подбор предметов к признакам и действиям. Упражнение с мячом «Помоги Незнайке договорить предложение».
-Ребята, пока вы отгадывали загадки, я нашла письмо от Незнайки. Он просит вас помочь договорить предложения о животных, живущих в Африке.
Топает, как … слон.
Бегает, как … зебра.
Извивается, как … змея.
Кривляется, как … обезьяна.
Смотрит с высока, как …жираф.
Толстый, как … бегемот.
Медлительная, как …черепаха.
Лохматый, как … лев.
Полосатый, как …тигр.
Зубастый, как …крокодил.
2.3. Развитие зрительного внимания и восприятия. Упражнение «Отгадай животных Африки по силуэтам»
-В конверте есть ещё одно задание от Незнайки. Посмотрите, как вы думаете, что нужно сделать? (Узнать животное по его силуэту)
-Молодцы! Вы были очень внимательными, поэтому мы можем отправиться дальше.
2.4. Динамическая пауза. Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи. Упражнения «Где обедал, воробей?» С. Я. Маршака, «Раз – цветочек».
-Ох, и долго мы идём! Давайте немного остановимся и отдохнём. Ой, кто-то к нам идёт! (Под музыкальное сопровождение входит маленькая Разбойница)
-Девочка, как тебя зовут?
Разбойница: Я – маленькая Разбойница.
- А почему ты такая грустная и злая?
Разбойница: Однажды в Африку приплыл старый пират. Он хотел забрать себе сокровища, высадил всю команду на берег и скрылся.
-Ребята, давайте развеселим маленькую разбойницу и покажем ей игру для пальчиков «Где обедал, воробей?» Сначала расскажем тихим голосом, а потом шёпотом.
- Где обедал, воробей? (Машут перекрещёнными ладошками)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя. (На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Изображают раскрывающуюся пасть)
-Ну как, маленькая Разбойница, развеселили мы тебя?
Разбойница: Да! Но я вас не отпущу, пока не поиграю в свою игру!
Раз – цветочек,
Два – цветочек, (Дети поочёрёдно показывают ладони с растопыренными пальцами)
Ёжики, ёжики. (Сжимают и разжимают ладони)
Наточили, наточили (Скользят ладонью о ладонь)
Ножнички, ножнички. (Показывают средним и указательным пальцем «ножницы»)
Побежали, побежали («Бегут» пальцами)
Зайчики, зайчики. (Показывают ушки зайцев над головой)
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно: («Дирижируют» указательными пальцами)
«Девочки!» (Кричат только девочки)
«Мальчики! (Кричат только мальчики)
-Давайте скажем маленькой Разбойнице «Спасибо» за то, что она научила нас новой игре.
Разбойница: А вам спасибо, что вы меня развеселили! До свиданья!
2.5. Музыкально-литературная композиция «Кактус» по стихотворениям Г. Маура и В. Нищева
- Ребята, а вы знаете, что в Африке есть такое место, которое называется «оазис». Это место в саванне, где есть вода, где растут растения. Оказывается, многие комнатные растения, например, финиковая пальма и герань родом из Африки. Давайте представим, что мы оказались в оазисе, и послушаем стихотворение, которое для вас выучили Настя и Саша.
Вначале звучит запись зимней вьюги. На столе лейка, комнатные цветы, мальчик, изображающий кактус.
Настя: За окнами шумит и воет вьюга,
А в комнате уютно и тепло…
Зима и лето смотрят друг на друга
Через двойное тонкое стекло.
Мороз на стёклах кружева рисует,
На улице метель и снегопад,
А на окне вовсю весна бушует,
И расцветает здесь волшебный сад.
Вот фикус, словно дерево большое
А здесь фиалки, красный бальзамин,
Герань и традесканция, алоэ,
Толстянки две и кактус, но один.
Саша: Но что же мне делать? Я очень колючий…
И с возрастом точно не сделаюсь лучше:
Иголки растут мои день ото дня…
Никто – никогда! – не полюбит меня.
Я даже цвести попытался однажды,
Да только и это заметил не каждый –
Иголок боятся моих как огня.
Никто – никогда! – не обнимет меня…
Один только ёж с непричёсанной гривой
Тогда проворчал мне: «Какой ты красивый!
Я тоже колюч, но цвести – не могу…»
И тронул колючкой меня на бегу! Погладил…
Настя: Не грусти. Доброе дело делать спеши. Доброе дело два века живёт! А ты, кактус, какой родился, такой и пригодился!
-Вам понравилось стихотворение, которое рассказали Настя и Саша? Давайте поаплодируем им.
2.6. Закрепление зрительных образов изученных букв
-Ой, кто-то к нам стучится!
Под музыкальное сопровождение заходит Буквоед.
Буквоед: Привет, привет. Я – Буквоед! Хочу посмотреть, чему вы научились в детском саду! Наверное, и букв-то не знаете! Куда уж вам мою сложную задачу отгадать! (Отдаёт конверт, в котором находятся предметные картинки с изображением животных жарких стран с их напечатанными названиями)
-Ребята, давайте отгадаем загадку Буквоеда. Ой, что случилось, не могу никак понять. В словах буквы изменились, невозможно их узнать.
-Ха-ха-ха, это я съел буквы! Ведь я Буквоед! Теперь вы их не узнаете! Бе-бе-бе!
-Восстановите с помощью фломастеров буквы, которые съел Буквоед.
Буквоед: Ой-ой, не удалось мне скушать буквы!
-Убедился, Буквоед, что у нас грамотные ребята!
Буквоед: Проголодался я совсем,
Видно здесь я не поем!
Не хочу я знаек слушать,
Не дают мне здесь покушать!
Машет рукой и уходит.
3. Заключительная часть
Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете
Земли прекрасней нет!
-Ну что же, нам пора отправляться домой. Закройте глаза и хором посчитайте до пяти. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествовать по Африке? И мне понравилось с вами путешествовать по африканской саванне, а чтобы это путешествие вам запомнилось, мы полакомимся в группе настоящими финиками.