Получи документы

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мой родной город — Ростов-на-Дону»

Елена Круглова
Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мой родной город — Ростов-на-Дону»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию между детьми и педагогами.

Задачи:

• Расширение знаний об истории и достопримечательностях родного города

• Формировать интерес к родному городу, к его истории, культуре, эмоционально-ценностного отношения к архитектурным сооружениям и памятникам

• Развитие интереса и музыкально-эстетического восприятия детей песен о родном городе, ценностного отношения к ним

• Воспитание патриотических чувств: любви и гордости к родному городу

Оборудование и материалы:

Публикация «Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию „Мой родной город — Ростов-на-Дону“» размещена в разделах

• Слайды с видами города Ростова-на-Дону

• Набор открыток о родном городе

• Казачья форма

• Ведра, коромысла

• Музыкальный материал: песни, музыка, стихи, пословицы и поговорки о родном городе

Ход НОД.

Дети заходят в зал под песню «Кто живет в Ростове».

Воспитатель:

Утро настает,

Солнышко встает,

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Звучит мотив «Ростов-город».

Воспитатель: Ребята, вам знакома эта мелодия (ответы детей). Да, это мотив известной старинной песни о Ростове. Где ее можно услышать? (Эту мелодию каждый час играют часы на башне здания ЦУМа в центре города)

Загадка о городе Ростове-на-Дону.

Катится тихий Дон

Средь живописных степей,

Город стоит на нем,

Зовется он – порт трех морей!

Сегодня я предлагаю вам отправиться на «необычную прогулку» по нашему родному городу. Мы побываем в самых интересных исторических и современных местах, прикоснемся к прошлому жителей нашего города. Посвящена наша «необычная прогулка»: Великой дате, которую жители нашего города недавно отмечали. Что это за праздник (ответы детей: день рождения города Ростова-на-Дону? Сколько лет исполнилось нашему городу в этом году?

А сейчас давайте послушаем песню «Ростов-город» (фильм «Ростов-город»).

Это большой праздник для всех ростовчан. Я знаю, что вы любите наш город и выучили про него стихи, мы с удовольствием вас послушаем.

Ребенок 1:

У тихого Дона у светлой воды

Стоит удивительный город,

Как воин с кургана прибрежной гряды,

Он смотрит в степные просторы.

Ребенок 2:

Он стоит над тихим Доном

Очень, очень много лет,

Расцветающий, зеленый, Солнцем ласковым согрет!

Ребенок 3:

Городов на свете много,

Но скажу без лишних слов,

Что чудесней нет другого,

Для меня, чем мой Ростов!

Ребенок 4:

Это край, где мы родились,

Это край, где мы живем,

Это Дона, весенние розливы,

Это наш родимый Дом.

Ребенок 5:

Велик, прекрасен город наш

Над вольною рекой,

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой.

Воспитатель: Почему он для нас родной и дорогой (ответы детей: потому, что это место где мы родились и живем, наш общий дом? А вы знаете, откуда произошло название нашего города «Ростов-на-Дону». Как он появился (ответы детей? (слайд остатка крепостной стены)

В 1749 году была основана Темерницкая таможня, а через два десятилетия рядом с урочищем Богатый Колодезь – крепость, названная по имени митрополита Дмитрия Ростовского. Вокруг крепости появились поселки, которые стали именоваться «Ростовскими». Так как стояли они на реке Дон для отличия от Ростова Ярославской губернии, город был назван Ростов-на-Дону.

На Соборной площади нашего современного города стоит памятник митрополиту Дмитрию Ростовскому, в честь которого и назван наш город.

Сейчас мы закроем глаза и постараемся «перенестись» в прошлое нашего города, чтобы увидеть, как выглядел наш город давным-давно.

Слайды с видами города исторического прошлого.

Много всего повидал наш город: и процветание, и разрушение. Вот таким наш город был во время Великой Отечественной войны после освобождения. Война закончилась, наступило мирное время, и город возродился, люди очень постарались, все восстановили и отстроили заново.

Ребенок 6:

Мы любим наш город,

Наш город родной,

Красивый он летом

Оделся в парки,

Мосты и дворцы,

Которые строили деды, отцы!

Ребенок 7:

Ширь проспектов, набережной камень,

Новые кварталы и сады

Лучшими сработаны руками,

Просто воплощение мечты.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.

Мы по городу шагаем,

Все мы видим, замечаем

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

И дороги и мосты,

И деревья и кусты.

Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города».

На столе открытки с видами города. Дети идут под музыку. По окончании музыки, останавливаясь, называют достопримечательность города («Где я оказался»).

Воспитатель:

У березок и сосенок тонких,

С родников начинается он

И с ручьев начинается звонких

Дон раздольный, наш Батюшка Дон!

(слайд с видом реки Дон)

Город наш стоит веками

Над прекрасною рекой.

Знает каждый ростовчанин

Что означает слово «Дон»?

Ответы детей и гостей.

Воспитатель: Слово «дон», как полагают многие исследователи, осетинское. Древние осетины, которые кочевали в начале нашей эры по южнорусским степям, словом «дон» обозначали просто реку без всякого названия. Позднее это слово собственным именем нашей реки.

Могучий Дон расправил правый берег –

И город сей Ростовом он нарек.

Здесь храмы на холмах расположились.

Подавшись куполами ввысь.

(слайд набережной с храмами)

Вопрос гостям:

Почему нашу главную реку нашей области часто именуют «тихим Доном» (Уклон реки небольшой всего 10 см на каждый километр и скорость течения невелика – 0,5 м/с. За медленное и спокойное течение народ дал реке название «тихий Дон»?

За что Дон назвали Батюшкой (Ответы детей. Река Дон украшает Донской край, поддерживает жизнь людей, оздоравливает, «передвигает» грузы, кормит, поит, радует своей красотой?

На берегах Дона издавна жили люди, которые называли себя казаками. Ростов-на-Дону считается столицей донского казачьего края.

Казаки – это народ особенный. Они жили вольно и свободно, умели все: пахать, сеять, дом построить, но дом свой нужно было и защищать, поэтому казаки были отличными войнами.

А каким оружием владели казаки (лук со стрелами, пики, булавы, сабли, шашки, ружья?

Когда первый раз сажали мальчика на коня (три года?

Какие пословицы о казаках вы знаете? Дети рассказывают пословицы о казаках.

• Казак в труде, как и в бою, славит родину свою.

• Не бывает от безделья у казака веселья.

• Красна изба углами, а донской обед пирогами.

• Не конь красит казака, а казак - коня.

• На донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.

Показать казачью форму: гимнастерку, шаровары с лампасами, ремень, сапоги, папаху.

Воспитатель: Я тоже знаю несколько поговорок.

• Казак без коня, что солдат без ружья.

• Не хвались на коня садяся, а хвались с коня слезая.

«Вывести» коней.

Воспитатель: Есть еще одна поговорка:

• Славен Дон не конями златогривыми, а казачками игривыми, покажите и вы свою удаль детскую-молодежную, проскачите лихо на коне да напоите его водою.

Эстафета «Кони на водопой››.

Играют две команды мальчиков. Надо надеть на голову папаху проскакать галопом до ведра, напоить коня, наклонив его голову в ведро, обежать ведро и возвратиться и передать коня и папаху следующему.

Загадка о коромыслах и вёдрах:

Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Воспитатель рассказывает, как носили воду казачки, рассказать о памятных скульптурах на берегу Дона «Казак на коне и казачка с коромыслом и вёдрами».

Девочки носят вёдра на коромыслах.

Музыкальный руководитель: А как казаки любили петь, сколько песен дошло до нас с давних времён о Доне, о донском крае, о казачьих походах. Эти песни казаки сами сочиняли и пели, а на гулянья они любили посостязаться, показать ловкость и уменье. И пляску весёлую сплясать.

Казачья парная пляска (мальчикам надеть папахи, девочкам шали).

Воспитатель: Не перевелись ещё казаки и казачки на Дону, казачьему роду нету переводу. А значит, будет наш Донской край жить и процветать. А наши маленькие казачата вырастут и ещё не раз прославят наш край и наш город Ростов-на-Дону. Ребята, наша экскурсия по родному городу и его истории подошла к концу, а на прощанье давайте подарим нашим гостям песню нашего ростовского композитора Александра Кудряшова «Кто живёт в Ростове».

Песня «Кто живёт в Ростове»

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мой родной город — Ростов-на-Дону»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 15:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мой родной город — Ростов-на-Дону»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Круглова (УИ 179970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД