Елена Новикова
Конспект НОД по развитию речи «Осенний подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов; формировать умение составлять простые и сложные предложения, рассказывать по опорным схемам о содержании сюжетной картины.
Задачи: закреплять представления об осени, как о времени года, о существенных признаках осени.
Развивать мышление, творческое воображение, память, мелкую моторику, фонематическое восприятие.
Приоритетная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Осенний подарок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседы об осени, наблюдение на прогулках признаков осени, проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Приметы осени», «Закончи предложение», «Загадки и отгадки», «Составь предложение», рисование осенней природы, овощей, фруктов, чтение художественной литературы об осени, загадок об овощах фруктах.
Оборудование: ТСО – грамзапись «голоса осени», книга формат А3 из шести страниц: 1 страница – иллюстрации с изображением трёх осенних месяцев; 2 страница – таблица со схематичным изображением пяти овощей и пяти фруктов с кармашками, карточки с рисунками этих овощей и фруктов; 3 страница – карточки-схемы, обозначающие: солнце, небо, дождь, день – ночь, ветер, деревья, птиц, насекомых, зверей и людей; 4 страница – изображение осенних листьев: кленового, дубового, берёзового, тополиного, рябинового; 5 страница – сюжетная картинка «Дети в парке», схемы картинки для составления рассказ; 6 страница – два листа белой бумаги.
Раздаточный материал: листики – печатки для печатания на листе бумаги 5X5 см, гуашь красного, оранжевого, желтого цвета, кисточки, поролон, вода, салфетки по количество детей.
Ход НОД.
Организационный момент.
Игра на сплочение. (в кругу)
– Дружно за руки возьмёмся (дети держатся за руки)
И друг другу улыбнёмся.
Будем вместе мы играть (хлопки)
И друг другу помогать.
– Дети, сегодня почтальон принёс необычную посылку. В ней оказалась волшебная книга. Хотите узнать, кто её прислал? Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
– Это Книга осени. Осень хочет посмотреть, что вы о ней знаете.
(Показываю книгу)
– Давайте откроем первую страницу.
Грамзапись – «голос осени»: «Мои месяца вы назовите, по порядку их все разложите.»
(Дети называют осенние месяцы, раскладывая соответствующие им иллюстрации и объясняют свой выбор.)
– Давайте откроем вторую страницу.
Грамзапись – «голос осени»: «Пришла к вам осень золотая, несёт корзины урожая. Про дары осенние загадки составляйте, в красивые и яркие вы их превращайте.»
(Дети по одному выбирают в таблице схему овоща или фрукта, составляют загадку-описание про него, я ставлю в таблицу на его место рисунок овоща или фрукта. Например, яблоко – круглое, красное, спелое, сладкое, сочное.)
– Давайте откроем третью страницу.
Грамзапись – «голос осени»: «Карточки вы здесь возьмите, приметы осени назовите.»
(Предлагаю детям по одному взять карточки-схемы и составить предложение о приметах осени. Например, схема «солнце»: Осенью солнце мало светит и греет.)
– Давайте откроем четвёртую страницу. Что вы здесь видите? (Дети отвечают: лист клёна – кленовый, лист берёзы – берёзовый, лист тополя – тополиный, лист рябины – рябиновый, лист дуба – дубовый.)
Грамзапись – «голос осени»: «В листья осенние вы превращайтесь, ну а потом вновь сюда возвращайтесь.»
Звуковая разминка «Листья». (Дети выполняют движения со словами.)
Листья осенние тихо кружатся, (Бегают на носочках врассыпную.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Трут ладошка об ладошку.)
Будто опять закружиться хотят. (Встают, вращают руки перед грудью.)
– Дети, как шелестят листья? (Ш-ш-ш.)
– Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с.)
– Листики?.
– Ветерок? …
– Давайте откроем пятую страницу.
Грамзапись – «голос осени»: «Вы картинку рассмотрите и о ней вы расскажите. Схемы тут помогут враз, составить маленький рассказ.»
– Какое время года изображено на картине? (Осень.)
– Какого цвета листья на деревьях? (Красные, жёлтые, оранжевые.)
– Как называется явление природы осенью, которое изображено на картине? (Листопад.)
– Что делают дети в парке? (Собирают букет из листьев.)
(Предлагаю карточки-схемы для составления предложений к рассказу.) (Приложение №4)
(Вместе с детьми составляем рассказ с использованием опорных схем:
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными, жёлтыми, оранжевыми. Начался листопад. Дети в парке собрали из листьев красивый букет.)
– Как можно назвать наш рассказ? («Осенью в парке.»)
– Откроем последнюю страницу.
Грамзапись – «голос осени»: «Дети, спасибо вам за то, что вы так хорошо рассказали обо мне. Вам в подарок листики-печатки для рисования.»
– Давайте украсим листиками последние страницы нашей книги об осени.