МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Татьяна Борисовна Гирфанова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ:

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

(подготовительная к школе группа)

Цель: Формировать умение связно и последовательно пересказывать текст с использованием технологии ТРИЗ, опираясь на опорные картинки, отображающие последовательность событий.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ „Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах

- Закрепить представление детей о временах года (познавательное развитие).

- Совершенствовать умение выделять приметы времён года, их отличительные особенности (речевое развитие).

- Развивать умение объяснять значение слов и словосочетаний из текста (восторг, желание, румяный, записная книжка, вволю набегался, обогащать и активизировать с помощью их лексический словарь детей (речевое развитие).

- Развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности (составление плана пересказа) с опорой на вопросы педагога (социально-коммуникативное развитие);

- Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на план (речевое развитие).

- Совершенствовать умение подбирать слова с противоположным значением (речевое развитие).

- Развивать умение устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей (помощь в затруднительных ситуациях) - (социально-коммуникативное развитие).

- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе (познавательное развитие).

- Развивать мыслительную активность, внимание, память (познавательное развитие).

Оборудование: презентация, ноутбук, колонки, интерактивная доска. Аудио записи со звуками капели, пением птиц, шумом дождя и завыванием вьюги. Посылка с предметами: яблоко, груша, морковь, ёлочный шарик, снежок, пучок укропа, волан от бадминтона, солнечные очки.

Ход НОД:

Сюрпризный момент: В группу вносится посылка. Воспитатель предлагает детям узнать, от кого она. Для этого предлагает им отгадать загадки.

1. Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Прошла по лугам, по лесам, по полям

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

(Ответы детей)

На экране появляется картина с изображением осени.

- Послушайте и отгадайте, какую примету осени вы сейчас услышите. (Звучит шум дождя)

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

(Ответы детей)

На экране появляется картина с изображением зимы.

- А сейчас послушайте и отгадайте примету зимы (Звучит завывание вьюги).

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

(Ответы детей)

На экране появляется картина с изображением весны.

- Отгадайте примету весны (Звучит звон капели).

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

(Ответы детей)

На экране появляется картина с изображением лета.

- Как вы думаете, какую звуковую примету лета я вам включу? (ответы детей) – Воспитатель включает пение птиц.

- О чём я вам сейчас загадала загадки? Как можно по-другому назвать зиму, весну, лето и осень? (Ответы детей)

- Ребята, эта посылка пришла к нам от времён года. Вам интересно узнать, что в посылке? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» нам времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Воспитатель по очереди вынимает из посылки предметы, а дети определяют, от какого времени подарок.

- Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему? - (Ответы детей)

2. Чтение рассказа.

- А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми.

- О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

- Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый? (Ответы детей)

- Чем Мите понравилась зима? (Ответы детей)

- О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

- Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

- Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

- Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

- Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту).

- В рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

- Что означает слово румяный? - (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка?- (тетрадь небольшого, маленького карманного размера, блокнот).

- Объясните значения словосочетаний: «вволю набегался», «повеселился вволю» - (достаточно много).

- Что значит, восторг? - (веселье, радость).

- Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

5. Динамическая пауза.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания,

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!

Бабочки порхают (помахать руками,

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (разводят руками,

Что за прелесть весна (прыжки на месте!

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются,

Лето – лучшее время года (прыжки на месте!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!

6. Повторное чтение рассказа и составление плана рассказа с помощью подбора картинок.

Предлагаю послушать рассказ ещё раз и мысленно нарисовать картинки к рассказу.

- Внимательно послушайте рассказ ещё раз, чтобы лучше запомнить его и потом пересказать самостоятельно, последовательно и выразительно. Постарайтесь выделить в рассказе самое главное, о чём говорит автор. С помощью картинок-подсказок мы составим с вами план пересказа.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель читает о зиме.

- Ребята, как вы думаете, какие картинки можно подобрать к отрывку? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

На экране появляются соответствующие картинки. Аналогично дети называют картинки по всем временам года, и они появляются на экране в таблице.

7. Самостоятельный пересказ детьми.

- Ребята, с вашей помощью я выставила на экране 4 строки с картинками, так у нас получился план рассказа в картинках. С помощью его вам будет легче пересказывать текст самостоятельно и последовательно. Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке.

- Кто хочет пересказать начало рассказа?

- Кто продолжит?

- Кто будет рассказывать о лете?

- Кто закончит рассказ?

- При пересказе текста помните, что самое главное нужно четко и ясно передать последовательность событий.

Несколько воспитанников выходят пересказывать текст.

- Кто хочет рассказать историю с начало до конца?

Вызвавшийся ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

- Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего.

8. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Летом погода теплая, а зимой …(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре …(поздняя)

Облако лёгкое, а туча … (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни…(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной …(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом… (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение грустное, а в пасмурный день… (веселое)

Урожай бедный, а наоборот …(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой… (снег)

9. Итог занятия

- Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик. (Дети выбирают и поднимают смайлики).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по пересказу рассказа К. Ушинского «Четыре желания» в подготовительной группе КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ с использованием мнемотехники Пересказ рассказа «Четыре.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» с использованием мнемотаблиц Задачи: Продолжать.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки К. Ушинского «Четыре желания» Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ К. Ушинского «Четыре желания» Цель: Учить передавать связно, последовательно.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Конспект занятия по художественной литературе на тему «Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» «Аяулым» ересек тобындаы йымдастырылан оу ызметіні конспектісі Конспект.

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта Задачи. Связная речь: учить детей передавать.

Пересказ рассказа «Четыре желания» по К. Ушинскому Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому). Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев» Задачи: Связно, последовательно, пересказывать текст художественного произведения. Закрепление характерных признаков осени. Активизация.

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев» Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Спор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Опубликовано: 24 января 2019 в 20:34
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД