Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с народами Приамурья»

Ольга Слесарева
Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с народами Приамурья»

Цель: знакомство с коренным населением – нанайцами, их обычаями, бытом, ремеслами.

Задачи:

Познакомить детей с коренным населением – нанайцами, их поселением на берегу Амура, обычаями, ремеслами.

• Расширить словарный запас, новыми словами, а так же познакомить с нанайской речью.

• Вызвать желание испытывать радость и удовольствие от общения с культурой нанайского народа.

• Воспитать любовь к родному краю.

Активизация словаря: «Нани»; кукла Фудди; «Бочиго ану» - здравствуйте; «Бури» - лук; «Гидра» - копье; «Оморочка» - Лодка.

Предварительная работа:

• Изготовление макета поселения нанайцев на реке Амур.

• Изготовление родителями куклы Фудди и национальных нанайских халатов.

• Подбор нанайских мелодий.

• Подбор различных предметов снаряжения охотников и рыболовов.

• Оформление группы под нанайское стойбище: сети, рыба, бубен, большой иллюстрированный материал.

• Предметы нанайской утвари.

• Импровизированный костер с котелком.

Методы:

• наглядный,

• словесный,

• игровой.

Приемы:

• мотивационный момент,

• прием вхождения в ситуацию,

• рассказ воспитателя.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Беседа, о том, в каком городе, крае, живут дети.

- Кто мы по национальности.

-Рассматривание макета реки Амур с поселениями, различных коренных населений.

- Ребята, посмотрите, к нам пришла необычная гостья «Багичо анну». Вы поняли, что она сказала?

- Оказывается, она с нами поздоровалась, по нанайски. Наша гостья из нанайского села, и зовут ее Фудди. давайте мы тоже с ней поздороваемся – «Богичо анну».

- Меня зовут Фудди, а вас? (дети называют свои имена).

- Рассмотрим красивую и необычную одежду куклы «Халат с запахом, застежка сбоку, рукава без манжетов, по краю идет орнамент – узор, на ногах у ней унты.

- Ребята, а вы хотели бы побывать в нанайском стойбище?

(объяснить, что такое стойбище). Дети вместе с Фудди идут в другую половину группы, где расположенно театрализованное стойбище.

(Воспитатель рассказывает о жизни коренного населения.)

- Ребята, нанайцев еще зовут «Нани». Ранним утром, когда солнце только начинает всходить просыпается мужское население, оно начинает готовить снаряжение для охоты и рыбалки. Это основное занятие мужчин – они являлись добытчиками своих семей

(Рассматривают снаряжение охотников луки, стрелы, копья, лодку – «осморочку», сани – «Нарты» острогу)

- Так как Нани питались в основном рыбой, ловили ее много, то ее можно было солить и сушить, чтобы можно было питаться зимой.

- В лесу охотники добывали зверя, потом меняли шкуру на муку, крупу, на металл, из которого делали орудия для лова и охоты.

- Еще заготавливали ягоды, грибы, травы для лечения. Нани были очень бережливый народ – и никогда не бросали лишнего, не рубили природу, зря животных не убивали, никогда не трогали маму с детенышами. Самым почитаемым зверем был тигр «Амба» – он считается - священным животным.

(С детьми рассмотреть картины с видом рыбалки, охоты, тигра).

- Убивать тигра нельзя, иначе будет он потом мстить, если нечаянно подстрелили, долго просят у него прощение или даже уходят жить в другое место.

(Рассматривание предметов, в мини музее, лова и охоты: стрелы, копья, трезубец, лодка «Оморочка»)

- С малых лет мужичины учили своих сыновей охотиться, рыбачить. У них был обряд посвящения в охотники. Шаман просит у духа тигра даровать добытчикам удачу, оградить их от опасности. Шаман провожая охотников играл в бубен отгоняя от них злых духов.

(Рассматривание бубна шамана и предоставление возможности детям постучать в него)

- Учили детей прислушиваться к природе, к ее звукам, развивали зоркий взгляд, чуткое ухо.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Каук» - это значит стой. Охотник встает в центр круга, звери (эмблемы зверей висят на каждом ребенке) двигаются по кругу (они должны двигаться как можно тише, охотник прислушивается и как только услышит шорох говорит слово «Каук», это значит все дети должны остановиться, а охотник наощупь ловит «зверя» и старается отгадать кого он поймал. Выигрывает тот, кого охотник не поймал.)

- А пока мужчины на охоте, женщины занимаются домом, детьми, они обрабатывают рыбу, из ее кожи они шьют одежду и обувь.

(Обратить внимание на картины, где показано как женщины обрабатывают шкуру и шьют одежду. В мини музее рассмотреть нанайские тапочки, рукавицы, унты).

- Особенно женщины любили шить халаты для повседневной жизни и для праздника.

(Рассмотреть нанайские халаты)

- Всю одежду мастерицы украшали причудливыми узорами, которые оберегали их от злых духов. В одежде использовали орнаменты природы.

- Цвета тоже обозначали, красный – огонь, солнце; зеленый – трава, листья; желтый – солнце, цветы.

- Целый день у женщин проходит в хлопотах, они готовили еду, занимались детьми, делали для них игрушки. Игрушки в основном были деревянные.

(Рассмотреть деревянные нанайские игрушки: собачки, белки, мишки и т. д.)

- Много уделяли внимания детям, воспитывали в них ловкость, быстроту.

- Поиграем в игру, любимую нанайскими детьми игру «Кошки – мышки».

- Но вот уже и садиться солнце. Мужчины возвращаются с охоты, женщины готовят еду. Все собираются воле костра, и рассказывают как прошел день, слушают сказки – поют и танцуют.

(Дети садятся возле импровизированного костра и выполняют ритмичные движения под национальную музыку. Дети прощаются с Фудди и приглашают ее в гости.)

Заключительная часть.

- Где мы сегодня побывали?

- Что вам больше всего запомнилось? (дети делятся впечатлениями).

- Вы были очень внимательные, добродушные и очень бережно рассматривали поделки нанайских мастериц. Я думаю, кукле Фудди очень понравилось у нас и в следующий раз она приведет своих подруг.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ознакомлению с Хабаровским краемДидактическое пособие по ознакомлению с Хабаровским краем В нашем детском саду ко Дню детской книги был объявлен конкурс «Книга своими руками». Изначально не хотелось, чтобы эта книга стала одноразовым.

Ненецкая кукла ХаманиНенецкая кукла Хамани Ямало-ненецкий округ – это северная земля, которая славится богатыми недрами, разнообразными животными, и, конечно же, историей. Коренным.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с народами Приамурья»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 15:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Мастер-класс по изготовлению поделки «Кит» из поролоновой губки
К Всемирному дню китов и дельфинов Кит – самая большая рыба и животное на планете Земля. Сделав такую поделку вместе с ребенком - вы проведете...
Фотозарисовка «День Огурца» в Суздале
Яркий и шутливый праздник «День Огурца» состоялся в городе Суздале. Проводится это огуречное событие каждый год в июле, когда огурец поспевает, и...
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые»
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме "Насекомые". Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия...