Светлана Жилина
Конспект НОД по речевому развитию «Эти удивительные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
Технологическая карта образовательной деятельности.
ОО «Коммуникация.
Тема: Речевое развитие «Эти удивительные животные».
Задачи:
• связная речь: учить детей составлять короткие описательные рассказы о животных
• словарь: активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные» и «Зима».
• грамматика: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Эти удивительные животные“» размещена в разделах
• звуковая культура речи: активизировать произношение звука «с»; закреплять умение различать на слух слова, начинающихся со звука «с»; приучать регулировать речевое дыхание, отчетливо произносить слова; развивать интонационную выразительность, слуховое внимание.
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Образовательные технологии: деятельностная, коммуникативная, игровая.
Интеграция: ОО «Познание», ОО «»Чтение художественной литературы», ОО «Социализация», ОО «Безопасность».
Материалы: макет зимнего леса, презентация «Незнайкины загадки», картинки диких животных, снежинка, фонограмма Сен Поль «Музыка ангелов».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц».
Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого, «Лиса и кувшин».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».
Ход НОД.
1. Сюжет-завязка. - Скатерть бела, весь мир одела. Когда это бывает? (Зимой)
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима).
- А зима, какая? (Холодная, снежная, морозная, белая и т. д.)
- А из чего состоит снег? (Из снежинок).
- Посмотрите, ребята, какая у меня снежинка.
- Ребята, расскажите, какая снежинка? (Лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая).
- А что снежинки умеют делать? (Летать, кружиться, падать, таять и т. д.).
- А когда много снега падает с неба, как это называется? (Снегопад).
Д/и «Найди звук в слове». Воспитатель называет слова, дети хлопают, если в этом слове есть звук «С».
Проговаривание чистоговорки «Везет Сеня Саню на санках» с разной интонацией, темпом и громкостью.
Воспитатель: Дети, эта красивая снежинка волшебная, она умеет играть. К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.
Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга.
2. Развитие сюжета.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и воспитатель выставляет макет зимнего леса).
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель: Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Медведи и ежи зимой спят.
(На экране компьютера появляется изображение Незнайки).
Незнайка: Здравствуйте, ребята, я принес для вас загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать:
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (заяц).
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса).
Незнайка: Молодцы, ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей.
Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных?
Дети: Тело животных покрыто шерстью.
Незнайка: Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?
Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают всё, что знают о нем.
Например: Это лиса. У лисы рыжая, красивая шубка. У неё есть лисята, живет она в лесу в норе. Лиса это дикое животное.
Аналогично составляются рассказы о других животных.
Незнайка: У всех животных есть свои детишки! А вы знаете кто у кого?
Игра «У кого кто?»
Игра-разминка «На водопой» :
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая,
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках,
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед,
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,
За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах,
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках,
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).
Незнайка: Ребята, а правда что заяц живет в норе?
Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.
Игра «Где кто живет?»
Дети:
Лиса живет в норе.
Белка - в дупле.
Медведь зимой спит в берлоге.
Волк живет в логове.
Еж спит в норе.
Незнайка: Большое спасибо, ребята! Я так много узнал. До свидания.
(Незнайка уходит).
3. Итог.
Воспитатель: Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое узнал и, наверно, будет меньше задавать вопросов.
Д/и «Кто лишний?»
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.