Людмила Шевченко
Конспект НОД по реализации регионального компонента «Солнечная керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Солнечная керамика.
Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с семикаракорской керамикой.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к посуде; уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана; закрепление понятий чайная, столовая, кухонная посуда; совершенствовать грамматический строй речи (использовать имена существительные в косвенных падежах, развивать навыки словообразования и словоизменения).
Ход НОД.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в музей посуды.
Публикация «Конспект НОД по реализации регионального компонента „Солнечная керамика“» размещена в разделах
Введение в тему.
Вопросы:
-Для чего нужна посуда?
-Какие виды посуды вы знаете? (столовая, кухонная, чайная).
Выставление карточек с изображением посуды на доске.
-Для чего нужна столовая посуда? (кухонная, чайная).
-Чем посуда, которая была раньше, отличается от посуды, которой мы пользуемся сейчас?
-Чем украшали посуду?
Сегодня я вам расскажу о посуде, которую изготавливали в нашем
городе Семикаракорске (рассказ сопровождается показом слайдов).
Гончарные промыслы в казачьей станице Семикаракоры существовали очень давно, что неудивительно: добываемые в низовьях Дона разновидности глин и песков как нельзя лучше подходят для изготовления керамических изделий. Производство глиняной посуды и игрушек - одно из немногих направлений донского прикладного искусства, сохранившихся до наших времен – это фаянсовое производство. Раньше были "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева
В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражено праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех.
Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса отражают к традиционную посуду донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы.
Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.
Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
Рассматривание посуды семикаракорского фаянса.
Я вам прочу стихотворение, которое называется «Посуда» (чтение стихотворения сопровождается показом картинок семикаракорского фаянса).
Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
Логопед: О чем это стихотворение?. Сейчас мы с вами вместе повторим стихотворение о посуде.
Вопросы по содержанию:
Как называется стихотворение?
О какой посуде говорится в нем?
С кем дружила посуда?
Логопед:
У каждого продукта есть свой домик. Я вам буду говорить о продуктах, а вы будете отгадывать название домика.
Игра «Где живут продукты?».
Сахар живет в … (сахарнице)
Соль живет в … (Солонке)
Сухари живут в… (сухарнице)
Масло… (в масленке)
Перец….(в перечнице)
Чай… (Чайнике)
Кофе… (кофейнике)
Селедка… (селеднице)
Конфеты … (конфетнице)
Салат… (салатнице)
Игра «Чашка и блюдце»
Дети выполняют инструкции логопеда и комментируют свои действия.
-Поставь чашку на блюдце. -Я поставил чашку на блюдце.
-Возьми чашку с блюдца. – Я взял чашку с блюдца.
-Поставь чашку возле блюдца. – Я поставил чашку возле блюдца.
- Держи чашку над блюдцем. - Я держу чашку над блюдцем.
-Поставь чашку справа от блюдца. – Я поставил чашку справа от блюдца.
-Поставь чашку перед блюдцем. –Я поставил чашку перед блюдцем.
-Поставь чашку под блюдце. – Я поставил чашку под блюдце.
-Возьми чашку из-под блюдца. – Я взял чашку из-под блюдца
- Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце… и т. д.
Развитие связной речи «Сказка о семикаракорском чайнике».
Жил – был на промкомбинате «Аксинья» чайник. У него была семья -посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был керамический и очень полезный. Люди его любили и пили из него чай.
Вопросы:
-С кем дружил чайник?
-Какой он был по размеру?
-Какие части есть у чайника?
-Из чего сделан чайник?
-Почему люди его любили?
Повторное чтение. Пересказы детей.
Игра «Мы попрыгаем немножко»
Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по теме).
Мы попрыгаем немножко.
Пусть слова разделят ножки.
Логопед: Я предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в художников. У меня есть формы посуды, которые мы с вами будем разрисовывать декоративными листиками и бутонами.
Для работы необходимо подобрать нежные, но яркие солнечные цвета – салатовый, розово-сиреневый, персиковый и морковный.
Для этого смешиваем гуашевые краски на палитре и рисуем свободными мазками листочки, лепестки, бутоны, веточки.
Работа детей.
Заключительная часть.
Выставка детских работ. Дети рассказывают о своей работе.