Лучший педагог года

Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет «Семейные традиции»

Зулейха Арсланханова
Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет «Семейные традиции»

Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции праздника»

Тема НОД «Семейные традиции»

Подготовила Арсланханова З. М.

Публикация «Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет „Семейные традиции“» размещена в разделах

Цель: Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

Задачи : Формировать представление о семейных традициях, знания и понимания смысла пословиц.

Развить мотивацию к взаимодействию у детей и взрослых.

Развитие единого контекста в группе.

Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа

Побуждать к общению, желанию высказать свое мнение на основе имеющихся представлений и личного опыта

Предварительная работа: Чтение рассказа «Семейная радость» О. Абрамова, «Живинка в деле» П. П. Бажов, рассказ И. С Шмелева «Благовещение». Беседа с детьми о традициях, раскрытых в этих произведениях, разучивание пословиц, поговорок о семье;

Методы и приемы: Наглядно - действенный, словесно-образный, практический.

Оборудование: выставка «Семейные традиции», Д/ Игра «Собери пословицу»,

Запись «Наследники России, контейнеры из под киндер яиц, пластелин.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Возле гостей стол и самовар, русская печь.

Воспитатель вместе с детьми встречают гостей. В руках держит каравай.

-Здравствуйте гости дорогие. Мы вас встречаем, хлебом солью угощаем.

Дети :Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Беседа в круге.

-Ребята, скажите, почему мы встречаем гостей с караваем? (от детей)

-Это старая традиция на Руси встречать гостей на пороге дома - гостеприимство. По старинной традиции с хлебом солью до сих пор на Руси встречают важного гостя, в знак глубокого уважения. Только добрых и желанных гостей встречали с хлебом-солью…тех, кто не желает хозяину зла, не причинит ему вреда.

Хлеб –пожелание благополучия, а соль -защита от врагов.

Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями, ставили угощения в самой красивой посуде, которую хранили специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались.

— Сегодня мы с вами будем говорить о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас.

-Ребята, а что такое семья (от детей)

- Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Восп. читает стих-е «Семья и дом.»

-Русский народ слагал не только стихи, но и пословицы и поговорки о семье.

Давайте их вспомним и поиграем в игру «собери пословицы»

Игра «Собери пословицу» Дети разбиваются на группы, им предлагают собрать пословицы из их частей. Затем дети обсуждают выбранные ими пословицы.

-Молодцы ребята, справились с заданием. Давайте вспомним, какие еще пословицы вы знаете про семью.

1. Не нужен и клад, коли в семье …. лад.

2. Семья сильна - когда над ней …. крыша одна.

3. Семья в куче - не страшна и ….туча.

4. Вся семья вместе, так и душа ….на месте.

5. За общим столом еда…. вкуснее.

7. У кого сесть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.

— Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.

-А кто знает, что такое традиция (отв. детей)

- Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.

- Ребята, Давайте вспомним, какая традиция была в семье Маши из рассказа «Семейная радость» (имянаречение).

- Что помогло Тимофею Ивановичу найти живинку в своем деле в рассказе П. П. Бажова? (трудолюбие и старание)

- Какие трудности встретились мастеру на пути?

Да, праведное отношение к делу, он стремился познать все тонкости своего дела.

-Каким мастером стал Тимоха, и кто продолжил семейные традиции (Тимоха, прямо сказать, мастером своего дела был. Его –то внуки, правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку всяк на своем деле ищут.)

- О какой семейной традиции мы узнали из рассказа «Благовещение» (На благовещение выпускают из клеток на волю птиц).

-Что готовят на праздник Благовещения (пекут рыбные пироги)

Ресурсный круг

-В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? Расскажите пожалуйста, о традициях вашей семьи (воспитатель первый начинает рассказывать о своей семейной традиции. Дети высказываются по кругу и прикосновением руки к предплечью передают слово сидящему слева.)

-Вот какие замечательные традиции в ваших семьях.

- Есть еще такая семейная традиция отдыхать с семьей. На улице у нас весна. Светит ярко солнце и предлагает поиграть.

И я вам сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.

Хороводная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко (идут по кругу взявшись за руки)

Золотое донышко

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей (бегут по кругу)

Прилетело сто грачей (летят по кругу)

А сугробы тают,тают (медленно приседают)

-Ребята, что же такое традиции?

- Кто же их придумал ТРАДИЦИИ?

Традиции — это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.

- Какие же семейные традиции были в России?

-Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу и покажу вам, какие были тогда обычаи и традиции.

Восп. проводит экскурсию.

-В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки возле русской печи. В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили ягоды.

Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали вот такие салфеточки, подушечки и пряли вот за такой прялкой (показ прялки) а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит (показ посуды) другие ложки да плошки вытачивают (показ) то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась

Когда появились фотоаппараты, люди стали создавать семейные альбомы. Альбомы передавали по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных.

Кукла День -Ночь защищает дом и семью. По традиции первый проснувшийся в доме менял ночной лик фигуры на дневной, желая всем удачи и благих вестей. А тот, кто ложился спать последним, переворачивал ее ночной стороной и обязательно пожеланиями увидеть приятные сны.

Во многих семьях всегда были вот такие сундуки,где хранились ценные семейные реликвии -дедушкины часы, бабушкины кольца, ордена, медали, письма и многое другое. Многие из этих традиций живы до сих пор, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери…

Основной этап: Работа в парах.

индивидуальный этап

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат листы с иллюстрациями. Внимательно их рассмотрите и отметьте знаком + те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома.

групповой этап

Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. Расскажите друг другу, почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.

А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…». Предлагает детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).

Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?

А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель даё т экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).

-А сейчас ребята, поработаем подгруппами.

Каждая группа должна рассмотреть свои иллюстрации, обсудить выбрать правильный результат. Придите к совместному решению.

Один из группы будет экспертом и представлять решение.

(Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).

Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?

А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель даё т экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).

Наши бабушки, дедушки всегда почитали праздники. Самым любимым праздником на Руси была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. С крашеными яйцами устраивали различные игры. Давайте и мы с вами поиграем.

«Катание яиц»

П / и «Катание яиц»

-Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца? Но яйца у нас не обычные. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать к Празднику Пасхи интересным узором.

Итог: Что интересного вы узнали сегодня на занятии?

Воспитатель: Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут следующие поколения.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Семья и семейные традиции»Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество»Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество» В нашей семье очень любят этот чудесный праздник - День рождения Иисуса Христа! и мы все всегда с трепетом и радостью ждем эти замечательные.

Фоторепортаж «Семейные традиции на Рождество». 2 частьФоторепортаж «Семейные традиции на Рождество». 2 часть Я уже делилась с вами, уважаемые коллеги, нашей традицией выпекать перед Рождеством прянички и расписывать их глазурью, а потом дарить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Консультация «Семейные традиции, какие они бывают»Консультация «Семейные традиции, какие они бывают» На весёлых детских ёлках Чудеса блестят в иголках, Надо лишь заранее Загадать желание! В каждой семье существует своя непередаваемая.

Проект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группыПроект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группы Актуальность Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в.

Рекомендации для родителей воспитанников «Семейные традиции»Рекомендации для родителей воспитанников «Семейные традиции» Рекомендации для родителей воспитанников «Семейные традиции»Л. Н. Толстой говорил: "У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и.

Презентация «Семейные традиции моих воспитанников» Семейные традиции моих воспитанников. Презентация Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Семейные традиции», в которой каждая семья представила.

Стенгазета «Семейные традиции»Стенгазета «Семейные традиции» Работа над проектом "Чай пьёшь до ста лет проживёшь" включала в себя не только работу с детьми (просмотр презентаций;подбор наглядно-иллюстративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы 6–7 лет «Семейные традиции»
Опубликовано: 29 мая 2021 в 19:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД