Жанна Журавлёва
Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста по проекту
«В гости в хантыйский чум»
«Экскурсия в Краеведческий Музей»
Программное содержание:
1. Расширять и закреплять знания детей о родном крае, о самобытности культуры народности Севера – ханты; учить употреблять в речи национальные термины.
2. Формировать умение решать поставленные проблемы, используя современные способы распространения информации.
Публикация «Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Экскурсия в краеведческий музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
3. Воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.
Предварительная работа.
Создание группового Краеведческого Музея, чтение народных хантыйских сказок, изучение быта и традиций народности через национальные подвижные игры, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий; поездка в городской историко-краеведческий музей,
Оборудование.
Музей, фотографии быта ханты, образцы орнаментов, заготовки для амулетов, клей - карандаш, ножницы, клеенки, тряпочки, значки для экскурсоводов и менеджера, указка, билеты для гостей, магнитная доска, фишки.
Ход нод
В групповой комнате выставлена экспозиция «Быт и традиции народов ханты», вверху вывеска «Краеведческий музей». Ребенок – менеджер по туризму – приглашает гостей и детей группы на экскурсию.
«Уважаемые гости нашего города, сегодня состоится экскурсия по нашему Краеведческому Музею. Экспонаты нашего Музея собраны родителями и детьми группы «Улыбка» В программе: посещения экспозиции «Быт и традиции народов ханты», зала «Национальное искусство», знакомство с играми северных народов».
Менеджер сопровождает группу туристов до входа в Музей, знакомит с экскурсоводами – детьми.
Первый экскурсовод – девочка рассказывает о жизни хантыйских женщин.
«Уважаемые гости прошу вас расположиться поудобнее. Начинаем нашу экскурсию. Перед вами хантыйский дом - чум. Зимой чум покрывают шкурами животных. При переезде на другое место – стойбище - чум разбирают и перевозят с собой. Хозяйка чума - хантыйская женщина-является хранительницей очага. Она готовит еду: уху из щуки, строганину из оленьего мяса, чай из целебных трав. Хозяйка занимается изготовлением одежды. Шьет малицы - шубы из оленьих шкур и унты - меховые сапоги. Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. А вместо памперсов используют мох - он обладает дезинфицирующими свойствами. На колыбельке рисуют глухарку. Ханты считают, что она защитит ребенка от злых духов. Для девочек мамы сами шьют кукол из тряпочек и ниток. Лица игрушкам не рисуют, чтобы они не ожили»
Второй экскурсовод – мальчик - рассказывает о жизни хантыйских мужчин
«Мужчины -ханты занимаются охотой, рыбной ловлей. Для этого они используют ловушки, силки Меткие охотники ханты! Из древесины они изготавливают легкие сани – нарты. В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре. Олень для ханты и дом, и еда, и помощник в перевозке груза. Уважают ханты оленя! Но еще больше почитают они могучего медведя. Старики рассказывают такую легенду. «Жили на облаке два медведя: папа и сын, хорошо жили. Однажды проснулся сын медведь и видит - нет папы, а в небе дыра образовалась. Смотрит сын в дырку - там стойбище: дым из чумов идет, олени ягель едят, дети смеются. Понравилось медвежонку, спустился он с неба и остался там жить. С тех пор почитают ханты медведя и устраивают в его честь праздники»
-Ребята, если у вас возникли вопросы, то можете их задать.
Дети задают вопросы. Если у детей экскурсоводов возникнут затруднения, то воспитатель, представившись директором Музея, ответит на возникшие вопросы.
О хантыйских праздниках расскажет третий экскурсовод.
«Во время своих праздников мужчины соревнуются в ловкости, меткости, удальстве. Они устраивают гонки на оленьих упряжках, ловят маутом оленей, перепрыгивают через нарты, борются. Дети во время праздников не отстают от взрослых по смелости и ловкости. Правда, это не взрослые соревнования, а детские игры. Какие хантыйские игры вы знаете? («Хейро», «Рыбаки», «Смелые ребята»). Ребята, я вижу, вы устали, сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую игру «Белый шаман»
«Вы должны встать в круг. Я буду белый шаман. Шаман ходит по кругу и считает:
Нянь – нянь, что значит хлеб,
Кежи - кежи, что значит нож.
Те, кого я назвал кежи, выходят из круга и становятся парами, другие -нянь- нянь- берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры».
Проводится игра.
Четвертый экскурсовод приглашает всех в зал искусств.
«Женщины – ханты – замечательные искусницы. Они выделывают шкуры животных и шьют из них кисы и малицы, украшают национальным орнаментом. Считается, что девушка завидная невеста, если у нее на малице красивый и разнообразный орнамент. Потому, что сразу видно - рукодельница! В своих украшениях женщины используют узоры: (показывает) оленьи рожки, уши зайца, жучки. А теперь я передаю слово нашей рукодельнице Саше».
Рукодельница: «Я предлагаю вам украсить узором обереги – солнце. Ханты считают, что они защищают от злых духов. Перед вами на столах лежат 4 квадрата. Из одного квадрата, срезая уголки, вырежем круг, а 3 других разрежем по диагонали и получим 6 треугольников. Круг приклеим в середине, а треугольники по краю. Вот у нас и получился орнамент щучьи зубки».
Дети приступают к работе. Перед ними на столах лежат заготовки оберегов, следует наклеить геометризованный узор и лицо - солнце.
Воспитатель: «Пока наши обереги набирают волшебную силу, давайте вспомним, где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали?» Воспитатель обозначает фишкой на магнитной доске ответ каждого ребенка.
«Ребята, скажите мне, а почему рядом с нашим музеем мы расположили макет нефтяной вышки?»
Дети рассказывают, что наша Югорская земля богата полезными ископаемыми: нефтью и газом.
Воспитатель выслушивает ответы детей и продолжает : «А как вы думаете, что такое экологическая катастрофа и почему она случается? Как мы с вами можем предотвратить эту беду»?
Дети предлагают поместить объявления в Интернете, написать письма президенту России, пригласить экологов для публичного выступления, позвонить на детскую передачу, побеседовать с родителями, расклеить агитационные листы, выпустить газету и т. д.
Воспитатель продолжает: «Давайте мы выпустим газету для детей и
родителей нашего детского сада, в которой расскажем о причинах и последствиях экологической беды. Она заставит задуматься о правильном отношении к природе не только детей, но и некоторых взрослых.»
Воспитатель: «Ребята, а у меня возник один нерешенный вопрос. Кому мы подарим наши волшебные амулеты?
Дети предлагают подарить их гостям на удачу, а оставшиеся оставить на Выставке искусств