Приложение МААМ

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа)

Надежда Котромина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о жизни растительного и животного мира в природных условиях Арктики и лесной зоны

Программные задачи:

1. Систематизировать представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания.

2. Содействовать развитию умения использовать модель отражающую взаимосвязь растений, животных в климатических условиях разных природных зон.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей.

4. Сформировать убеждение, что планета Земля уникальна, природа её разнообразна и бесценна, её нужно сберечь.

Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Земля — наш общий дом“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Материалы для занятия «Земля - наш общий дом» :

1. Плоскостная игрушка Лунтик

2. Карта Земли, глобус

3. Две магнитные доски, магниты ~ 40 шт.

4. Карточки-схемы зон Арктика, Лесная, Лесотундра.

5. Значки: вода (мало, много, достаточно, свет (мало, много, достаточно, температура (мало, много, достаточно, почва (мало, много, достаточно).

6. Кубики с изображением животных и растений разных природных зон.

7. Для опыта - 3 баночки с водой.

8. Схематическое изображение Кольского полуострова, закреплённое на учебной доске, 5 подносов с карточками:

1 - явления в природе (снег, метель, северное сияние, полярная

ночь, полярный день, вечная мерзлота)

2 - ягоды (голубика, черника, клюква, брусника, вороника,

морошка)

3 - птицы (утка, гусь, дятел, сова, куропатка, клёст)

4 - грибы (подосиновик, подберёзовик, маслёнок, моховик,

волнушка, сыроежка)

5 - звери (олень, лось, лемминги, медведь, лиса, заяц, 1,2 лишние карточки-ловушки.

9. Круг зеленого цвета с синей окантовкой с изображениями контуров значков: дерево, цветок, птица, белка, домашнее животное, комнатное растение, вода.

Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Игра: «Мы весёлые лучи»

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть

Мы весёлые лучи

Мы резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре

Раздвигаем круг пошире.

Раз и два - вперёд нагнуться,

Три, четыре - потянуться.

Плавно лучики сгибать,

И скорей себя обнять.

Воспитатель : Вот в таком солнечном, теплом, добром настроении мы и начнём наше занятие. Сегодня в гости мы пригласим не только взрослых, но и маленького, очень смелого путешественника с другой планеты. Кто же это может быть?

Дети: Лунтик!

Воспитатель : Ребята, но как же он доберётся к нам?

Ответы детей:

прилетит на ракете с космонавтами

спустится по звёздочкам, как по лесенке

на волшебном парашюте

по радуге дуге…

Воспитатель : Но как же он найдёт наш город и наш детский сад?

Дети: Нужно назвать наш адрес.

(Мурманская область, город Оленегорск, улица Ленинградский проспект дом 6 детский сад «Золотая рыбка», подготовительная группа «А»)

Воспитатель : А вот и наш герой.

(В дверном проёме на леске опустит плоскостную фигурку Лунтика)

Воспитатель : Ребята, Лунтик очень добрый, любознательный, он хочет всё узнать о нашей планете.

Как она называется?

Земля!

Почему она такая разноцветная?

(Воспитанник рассказывает стихотворение и показывает по карте)

Решили с братом мы моим весь мир нарисовать.

А чтоб в листочек он вошёл всё стали уменьшать:

Зелёным пятнышком леса, и синие моря,

И голубые нити рек текут во все края

Коричневый и жёлтый цвет для гор и для холмов

А чёрным точки городов, а белый цвет для льдов.

Рисунок папе отнесли, и папа наш сказал,

Что это карта всей земли, он так её назвал.

А если б карту мы смогли на мячик прикрепить,

Тогда бы глобус мы смогли, ребята, получить.

Вынимает из-за ширмы глобус, передает воспитателю.

Воспитатель : Удивительная наша планета Земля, ведь только на её поверхности есть широкие равнины, зелёные леса, высокие горы. Ведь только на ней в океанах, морях речках плещется вода. У воды тоже есть свои загадки и секреты, а чтобы их разгадать, я приглашаю вас в лабораторию.

Лунтик увидел много значков в нашей лаборатории и хочет узнать, что они обозначают.

Это значок воды. А, если воду нагреть, то она превратится - в пар.

Поднимаясь вверх, он охлаждаются и превращаются во что?

В снежинки.

А на земле водичка в лужицах охлаждается и во что превращается?

В лёд.

Молодцы, разгадали все загадки.

В какую природную зону нас приглашает эта карточка?

В Арктику.

Почему на ней так много белого цвета?

Там много воды, снега, льдов, айсбергов.

Выбери соответствующий значок (большая капля)

Интересно, какая же там температура? От чего вода превращается в снег и лёд?

Холодно, низкая температура (находят значок с изображением маленького градусника - закрепляют на магнитной доске)

Скажите, в Арктике много света или мало?

Мало, там полярная ночь (подбор значка - маленькая лампочка)

Как называют сушу в Арктике?

Тундра.

Почвы в тундре богатые или бедные?

Бедные, там вечная мерзлота - подбор соответствующей карточки

Вот мы составили схему природной зоны Арктика.

Ребята, а кто же живёт в этой снежной ледяной пустыни?

Белые медведи, моржи, тюлени.

Что спасает белого медведя в такую стужу?

Тёплая шерсть.

Почему не замерзают тюлени и моржи в ледяной воде?

Спасает толстый слой жира.

Как называют малыша у тюленей и почему?

Белёк, так как он весь беленький.

Что же растёт в тундре, наверное, могучие дубы?

Дубы не растут в тундре, там растут только маленькие кустарники, мох и трава.

Что вы о растениях можете сказать ещё?

Стебли низкие или стелются по земле. Зимой засыпает толстым слоем снега и они не замерзают. Никакие ветра и вьюги им не страшны.

А для каких животных тундра - дом родной?

Северный олень, песец, волк, полярная сова, лемминги.

Чем питается северный олень?

Мхом-ягелем.

Зачем оленю такие сильные копыта?

Разгребать из-под снега мох.

Какой секрет у полярной совы?

Хорошо видит и днём, и ночью.

Какие зверьки зимой не голодают и почему?

Лемминги. У них под землёй, как в холодильнике: и корешки, и стебельки и т. п.

Ребята, что нас согревает?

Солнце, печка, тёплая батарея, горячий чай, одежда.

А у зверят только мех есть. Потрогайте, какой он?

Мягкий, пушистый, белый, длинный.

А мех горячий, тёплый? Может в нём батарея есть или печка?

Нет.

Так как же он греет зверят?

В этом нам поможет разобраться опыт. Вот 3 баночки с водой, я их поставлю в холодильник. Чем отличаются баночки?

Одна ничем не укрыта. Вторая завёрнута в бумагу. Третья завёрнута в мех. Что произошло с водой?

В первой банке вода замёрзла, превратилась в лёд (посмотрели,

потрогали, т. к. вода в холоде замерзает.

Во второй банке вода тоже превратилась в лёд. Бумага не спасла воду от холода. В третьей банке вода. Почему вода не замёрзла? Что же сделал мех?

Спас воду от холода. Как защитник не пропустил холод к водичке.

Потрогайте свою кожу, тело, какое оно?

Тёплое.

В теле у каждого есть тепло, а мех не пропускает к нему холод. А что нас спасает от холода на улице?

Тёплая одежда.

Опыт помог детям выявить, что и как помогает сохранению тепла в теле животных в сильные морозы.

Игра «Доскажи словечко» :

Заяц зимой белый, а потом.

У зайца хвост короткий, а уши.

Заяц пушистый, а ёж.

Ёж спит днём, а охотится.

Ёж маленький, а медведь.

Белка зимой серая, а летом.

У белки хвост длинный, а у зайца.

Белка живёт в дупле, а лиса.

Физминутка «Весело в лесу» :

Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.

По дорожкам прыг, прыг, прыг! Кто к зарядке не привык?

(прыжки на месте)

Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно?

(ходьба, как лисички)

Чтоб ответить на вопрос тянет лисонька свой нос.

(вытягивание рук вперёд)

Но зайчата быстро скачут как же может быть иначе.

(прыжки на месте)

Тренировки помогают и зайчата убегают

(бег на месте или по кругу)

Вот голодная лиса грустно смотрит в небеса

Тяжело вздыхает и садится отдыхает

(ходьба, вытягивание рук вверх, приседание)

- В трудное суровое время года спасают зверей не только быстрые

ноги и тёплый мех, но и дружба.

Куропатка и олень - помогают прокормиться. Олень разгребёт снег копытами, поест, а куропатка после него кушает.

Ворон друг волка - летает высоко - увидит зверей - каркает, волков созывает.

Киты, очень дружны - помогают друг другу, раненого, больного поднимают наверх подышать.

Воспитатель : И вы ребята выберите себе пару, т. к. следующее задание будете выполнять в парах.

Мы с Лунтиком приглашаем вас на «Полуостров загадок» :

Скажите ребята, как называют наш край?

Заполярье

Край наш северный, край морошковый

Мы живём на Кольском полуострове

Воспитатель : Теперь и Лунтик узнал много о нашем родном Северном крае.

Значки с цифрами (1, (2, (3, (4, (5) 1;2;3;4;5

Пара выбирает цифру

Цифры обозначают:

- явление в природе

- ягоды, растущие на Кольском полуострове

- птицы, живущие у нас

- грибы

- звери

1-й ребёнок шагает по волшебным квадратам и называет, например, зверей, 2-й ребёнок выбирает карточку с изображением этого животного и закрепляет магнитом на «Кольском полуострове». (1-2 лишних значка в каждом задании - дети должны объяснить, почему их не взяли).

Чтение стихотворения «Хозяин» :

Хозяин леса - дикий лось, олень - хозяин тундры.

Один мощней, как повелось, другой стройней, но умный.

Олень со стадом ягель ест, а лоси ходят группой.

Осины горькую кору с аппетитом хрупают

И, не смотря на такую разницу, они нам оба нравятся.

Какой их этих зверей изображён на символе нашего города?

Олень!

Да, ребята, интересна и богата земля наша. А что мы с вами делаем, чтобы сохранить красоту нашей земли?

1. Сажаем деревья и цветы

2. Кормим птиц

3. Кормим белочек в парке

4. Заботимся о домашних животных

5. Ухаживаем за комнатными растениями

6. Бережём чистую воду

- дети берут значки, закрепляют их на круг, где нарисованы силуэты значков.

Вот какая красивая наша земля, а помогли нам в этом доброе сердце каждого из вас, знания и умелые руки.

А почему в центре значок «Дом» Потому, что Земля - наш общий дом

Чтение стихотворения «Земля - наш общий дом»

Ты можешь удивиться

Узнав - Земля - наш общий дом.

Живут в ней звери, птицы,

И мы с тобой живём

Земля наш дом огромный,

В нём много этажей

Для жителей подводных

И для лесных зверей

Для всех квартир хватило,

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля наш дом огромный,

И пусть сооружён

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей,

Об этом наша речь.

С чем мы знакомили Лунтика в начале занятия?

С картой, глобусом, что обозначают цвета.

Расселили зверей в их дома - природные зоны

Проводили опыт с водой

Узнали, что мех - защитник, не пропускающий холод

Разгадали загадки о богатствах нашего края

Украшали планету

Что же нам делать с Лунтиком?

Оставим в группе и будем вместе путешествовать по другим природным зонам нашей планеты Земля!

Публикации по теме:

Экологическая  дидактическая игра «Природные зоны, место обитания животных и птиц» Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного,.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 15:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Котромина (УИ 156097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД