Елена Шаповалова
Конспект открытого занятия по экспериментированию «Воздух округ нас» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха.
- Познакомить со способами обнаружения воздуха.
- Формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающие:
- Развивать практические, познавательные действия экспериментального характера, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
- Расширять и активизировать словарь детей
Воспитательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию „Воздух округ нас“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Воспитывать аккуратность при работе с водой, воспитывать любознательность, коммуникативные навыки.
Словарная работа: Бесцветный, невидимый, прозрачный.
Проблема: Воздух невидимый, бесцветный. Можно ли его увидеть, услышать, почувствовать, потрогать?
Предварительная работа: Беседы о ветре, чтение экологии для малышей «Зеленые сказки», наблюдение «Южный ветерок».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Магнитная доска, магниты; демонстративные таблички «Свойства воздуха» и со схематическими изображениями органов чувств;
Средства : детские музыкальные инструменты (3-4 дудки, свистульки, губные гармошки, голубой полиэтиленовый пакет.
Раздаточный материал по количеству детей:
Стаканчики с кипяченой водой и трубочки; корки апельсина.
Ход занятия:
I) Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я задам вам трудный вопрос. Что находится вокруг нас?
Дети: столы, книги, игрушки и т. д.
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А как получился ветерок?
Воспитатель: Это двигается воздух. Значит, что же находится вокруг нас?
Дети: Вокруг нас находится воздух.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Невидимка он, но все же
Без него мы жить не можем.
Он повсюду, он везде:
Сверху, снизу и в тебе.
Все предметы заполняет,
Легким шариком взлетает.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Верно, ребята. Но есть ещё много тайн и загадок о воздухе. Хотите их узнать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, предлагаю вам отправиться в путешествие в «Страну знаний».
Воспитатель и дети:
Дружно за руки возьмитесь и в кружочек становитесь. Чтобы всем, без опозданий, очутиться в «Стране знаний»
Воспитатель: Ну, вот мы и оказались в волшебной «Стране знаний»
Дети подходят к столу с подсказкой «Глаза»
II). Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь есть подсказка. Что на ней изображено?
Дети: Глаза.
Воспитатель: Я понимаю, что мы должны увидеть воздух. Но как мы это сделаем, он - же невидимка!
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что воздух есть в окружающих предметах и в нас с вами. Хотите увидеть его?
ОПЫТ «Воздух есть в человеке».
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью стакана с водой и трубочки мы сможем его увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель: Это мы сейчас проверим! Возьмите по трубочке. Подуйте в трубочки на ладонь. (Воспитатель демонстрирует вдох и выдох). /
Воспитатель: Что вы чувствуете? (воздух щекочет ладошки) (Ответы детей)
А теперь опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы видите? ( Ответы детей: пузырьки).
Воспитатель делает вывод: Появление пузырьков в воде свидетельствует о наличии воздуха в нас с вами. Лёгкий воздух выпрыгивает из воды, и мы видим его в виде пузырьков. Так мы смогли увидеть наличие воздуха в человеке.
Воспитатель: Вернёмся к подсказкам. Что изображено на второй подсказке? Дети: Ухо.
Воспитатель: Неужели воздух можно услышать! Но как?
Посмотрите, у меня есть необычная коробочка.
(В коробке детские дудочки, свистульки, губные гармошки и т. п.).
«Игра-опыт с музыкальными инструментами»
Воспитатель: Что это, ребята? ( Ответ детей: музыкальные инструменты).
Что же мы будем делать с этими музыкальными инструментами? ( Ответы детей: будем дуть, играть.)
Воспитатель вызывает 3-4 детей: Возьмите в руки по музыкальному инструменту, сделайте глубокий вдох и выдохните воздух в инструменты. Что мы слышим?
Дети: Появились звуки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы слышим эти звуки? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы дуем в отверстие инструмента, воздух дрожит, получается звук. Звук распространяются по воздуху
Вывод: Благодаря воздуху мы можем слышать звуки.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем!
Физкульминутка «Воздух – невидимка»
Воздух – невидимка (руки вверх, наклоны вправо-влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух – невидимка
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро – быстро в поле убегу, (бег на месте)
Чистого – пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду! (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (потянуться вверх на носочки)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Ребята, вернёмся к подсказкам. Третья подсказка - картинка «Рука».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно потрогать, поймать, почувствовать? (Ответы детей)
(На столе лежит «надутый» синий пакет)
Опыт «Воздух можно потрогать» (с синим пакетом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая здесь подсказка-сюрприз!
Давайте, потрогаем пакет, потрясём его и угадаем, что в пакете.
(Дети обследуют пакет и высказывают свои предположения. Воспитатель выбирает верные ответы из предложенных: пакет пустой, в нём только воздух).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что есть в пакете?
(Воспитатель открывает пакет. Трясёт им - «выпускает» воздух).
Воспитатель: Здесь, ребята, ценный для нашего здоровья, чистый воздух. Вывод: Поймав воздух в пакет, можно его потрогать.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, что изображено на следующей картинке – подсказке?
Дети: «Нос».
Ребята что означает эта карточка? Воздух имеет запах?
Дети: Нет. Воздух не имеет запаха.
(Воспитатель поднимает салфетку. На столе тарелка с корками апельсина).
Опыт: «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, имеет ли запах воздух. Каждый возьмите апельсиновую корку и помните её. Вы чувствуете запах? ( Ответы детей: да, пахнет апельсином).
Воспитатель: Так пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? ( Ответы детей: это пахнет апельсиновая корка).
Воспитатель делает вывод: Воздух не имеет запах, а только доносит до нас запахи разных предметов. Значит, мы чувствуем запахи, благодаря воздуху.
(Воспитатель прикрепляет карточку – подсказку на магнитную доску).
III). Воспитатель: Ну, вот и закончились картинки - подсказки.
Наше путешествие подошло к концу. Нам нужно возвратиться в группу с помощью волшебных слов:
Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть – не упасть, То легко ребята смогут Снова в детский сад попасть!
Воспитатель: Мы снова оказались в нашей группе.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались?
Что нового сегодня узнали о воздухе?
Дети (рассказывают и вместе с воспитателем подводят итоги) :
1. Выдыхали воздух через трубочки в стакан с водой и увидели воздух в виде пузырей в воде.
2. Играли на музыкальных инструментах и узнали, что мы слышим все звуки благодаря воздуху.
3. Трогали пакет с воздухом
4. Нюхали корки апельсина и сделали вывод, что воздух не имеет запах, а только доносит до нас запахи разных предметов.
Воспитатель: Нам пора прощаться. Мы пойдём на улицу играть и дышать свежим воздухом. До свидания!