Татьяна Алиева
Конспект НОД по этнографии «Герасим-Грачевник или Праздник грачиной каши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Герасим – Грачевник или ПРАЗДНИК ГРАЧИНОЙ КАШИ».
Цель: 1. Развивать интерес к прошлому, к народным праздникам.
2. Вызвать желание детей участвовать в празднике, научить готовить «грачиную кашу».
3. Воспитывать интерес к народному искусству: хороводам, играм, песням.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по этнографии „Герасим-Грачевник или Праздник грачиной каши“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Беседа на тему: «Перелетные птицы».
2. Чтение и заучивание стихов о весне и перелетных птицах.
4. Рисование на тему: «Перелетные птицы».
Ход НОД:
Под грамзапись «Пение птиц», дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель:
Март- переходное время, морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, почернел пригорок, показалась первая проталина. Прощай,зима! Правду говорят: «Как зима не злится, все равно весне покорится». Небо с каждым днем голубеет, идет весна и ведет за собой перелетных птиц. Первыми прилетают…Какие птицы первыми прилетают?
Дети:
Грачи!
Воспитатель:
Правильно, ребята! Грачей так и называют- вестовые весны. А день 17 марта на Руси издавна называли Герасимом-Грачевником. А еще говорят: «Грач на горе – весна на дворе!», или «Увидел грача – весну встречай!».
В старину всегда следили за прилетом грачей. Так, считалось, что если птицы летели прямо на старые гнезда, то весна будет «дружной». Кто запомнил, как в старину называли день прилета грачей?
Дети:
Герасим - Грачевник!
Воспитатель:
Правильно. А еще в старину в этот день люди устраивали праздник «Герасим – Грачевник» или праздник «Грачиной каши». А почему он так назывался, я вам сейчас расскажу. Этот праздник проводится весной под прилет грачей. Варили эту кашу из дробленой пшеницы. (Воспитатель показывает детям эту крупу, дети рассматривают ее). Кашу варили в большом котле на костре в районе полей. Когда каша сварится, ее раздавали детям, взрослым и прилетавшим птицам. На таком празднике пели обрядовые песни, водили хороводы, закликали весну. А еще устраивали соревнования, где дети соревновались в быстроте, ловкости, выносливости.
Ребята, а давайте мы с вами устроим праздник «Грачиной каши». Кто из вас запомнил, в чем варили кашу в старину и из какой крупы?
Ответ детей.
Воспитатель:
Верно! А мы будем варить нашу кашу в большой кастрюле, и не на костре, как в старину, а на электрической плите.
Дети берут стаканчики с крупой и добавляют ее в кипящую воду, затем кладут сахар, соль, масло, хорошо размешивают и ставят ее вариться на электрическую плиту.
Воспитатель:
Чтобы наша каша была вкусной, давайте песенку споем!. ( Дети исполняют песню: «Я толку, толку, толку….).
Воспитатель:
Пока наша каша варится. Пойдемте весну закликать и птиц встречать.
Дети поют заклички:
Ой. Весна моя, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из – за синих морей приходи!
Солнцем, светом, озари!
Заходит девочка – Весна.
Весна:
Я весна – красна, всем подарок принесла
Листья на дубочках,
Шелковый платочек,
Много – много вешних вод
Да веселый хоровод!
Хоровод «Весняночка».
Воспитатель:
А вы знаете, что в старину хороводами и песнями люди не только весну закликали, но и просили у грядущего лета хорошего урожая. А если есть урожай, то будет и каша на столе! Сегодня мы варим кашу из дробленой пшеницы, а какие крупы вы еще знаете?
Дети:
Рисовая, гречневая, пшенная, манная….
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Знатоки». Я вам раздам стаканчики с разной крупой. а вы должны отгадать, что эта за крупа, какую кашу из нее можно приготовить, и из какого растения получают эту крупу?
Дети рассматривают крупу в своих стаканчиках и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы оказались настоящими «знатоками». Да, по внешнему виду вы смогли определить крупу, а теперь посмотрим, знаете ли вы каши на вкус.
Проводится игра - проба: «Угадай по вкусу».
Детям завязывают глаза и дают попробовать кашу. Они угадывают, какая каша из какой крупы приготовлена.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! А теперь пора свою быстроту и ловкость показать.
Начнем состязание: «Кто быстрее перенесет чугунок с кашей на ухвате!. Надо пронести чугунок, чтобы каша из него не рассыпалась".
Проводится соревнование. Дети делятся на две команды.
Воспитатель:
А теперь немного отдохнем и стихи про птиц прочтем!
Дети читают стихи про птиц.
Воспитатель:
Вот и грачи прилетели, а за ними прилетят и другие птицы. Прилетают не все вдруг, а каждая в свою пору. Давайте вспомним, какие птицы прилетают к нам весной?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы! а кто знает загадки про птиц?
Дети загадывают загадки.
Воспитатель:
Герасим – Грачевник пришел, птиц привел! Выходите в игру поиграть.
Проводится подвижная игра.
Воспитатель:
А пока мы с вами играли, пели, плясали да хороводы водили, каша то наша сварилась!
Пока дети играли, взрослые незаметно подменили кастрюли с кашей (детская на настоящую, приготовленную по всем правилам).
Пора нам каши отведать, гостей угостить да про птиц не забыть!
Под русскую народную мелодию дети сами пробуют кашу, угощают гостей.
Воспитатель:
Вкусная каша у нас получилась! А праздник наш не кончается. Мы его продолжим н улице, да и всех птиц не забудем угостить нашей кашей!