МААМ-картинки

«Талант наших мастеров». Конспект НОД по ОО «Познание»

Ольга Леонидовна Логунова
«Талант наших мастеров». Конспект НОД по ОО «Познание»

Конспект нод «Познание» на тему: «Талант наших мастеров».

Цель: Закреплять знания о народных промыслах:(гжельская, городецкая, хохломская, дымковская, волховская росписи). Активизировать словарь по теме. Развивать познавательный интерес.

Предварительная работа НОД : «Сказ о волховском розане». Беседы: «Золотая хохлома», «Сказочная голубая гжель», «Чудо-кони, чудо-птицы», «Волховские умельцы». Продуктивная деятельность: Прорисовка элементов росписи на плоских образцах, составление узоров из элементов, рисование «Гжельский сервиз», «Золотая хохлома». Подбор и рассматривание иллюстраций с разными видами росписи. Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок по теме.

Публикация «„Талант наших мастеров“, Конспект НОД по ОО „Познание“» размещена в разделах

Просмотр презентаций по декоративно- прикладному искусству. Изготовление дидактических игр. Подготовка совместно с родителями

Экспонатов для мини-музея народно-прикладного творчества. Экскурсия в библиотеку. Оформление информационных стендов для родителей

«Мастера-художники родного края», «Культура древних русичей», оформление выставки «талант наших мастеров».

Ход образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись Б. Тихонова. Дети входят в групповую комнату.

В-ль: Поздоровайтесь с гостями.

Дети : Здравствуйте!

В-ль: Сегодня мы посетим музей, который создан в нашей группе. Но сначала скажите, что такое музей?

Дети: Музей –это помещение, где собирают и хранят старинные ценные и очень красивые предметы: картины, книги, посуду, одежду, игрушки.

В-ль: Правильно, молодцы, дети. В создании работе музея принимают участие люди разных профессий: искусствовед изучает предметы искусства, рестовратор восстанавливает повреждённые экспонаты, экскурсовод, рассказывает посетителям о предметах, собранных в музее. Вспомните правила поведения в музее.

Дети: В музее нельзя разговаривать, чтоб не мешать другим посетителям.

Надо внимательно слушать экскурсовода. Экспонаты запрещается трогать руками.

В-ль: Сегодня экскурсию по выставке буду проводить я. Значит кем я буду?

Дети: Экскурсоводом.

В-ль: Перед вами выставка изделий русских народных промыслов «талант наших мастеров» Труд и талант мастеров превращает обыкновенные вещи в произведения искусства. Помогите мне рассказать об этих предметах.

(По ходу рассказа подводит детей к столам с экспонатами).

Посуда не простая, а точно золотая.

С ягодой, травкой, кудрявой муравкой

Называется она-золотая…

Дети: Хохлома!

В-ль: Своё название роспись получила от большого села Хохлома. Из какого материала сделаны эти предметы?

Дети: Эти предметы сделаны из дерева: липы, берёзы, ольхи. Это прочная и лёгкая посуда.

В-ль: Назовите мне основные цвета росписи.

Дети: Основные цвета росписи-это: Золотой, чёрный, красный, зелёный

В-ль: Издревле считается, что красный цвет-символ огня, любви и преданности, золотой-цвет солнца, а на чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность. Перечислите все элементы росписи.

Дети: Это- травка, завитки, усики, листики, капельки, ягоды -смородины, рябины, крыжовника, малины, клубники.

В-ль: это растительный орнамент, узоры позаимствованы у природы.

А почему хохлому называют золотой?

Дети: Потому, что много жёлтого, золотого цвета.

В-ль: Отгадайте загадку.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжель.

В-ль: Село Гжель расположено недалеко от Москвы. Пришло это название из старины от слов «жечь», «обжигать». Жили в Гжели люди мастеровые, которые нашли здесь особую, белую глину. По приказу царя Петра 1 была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолика-это керамика, покрытая расписной глазурью.

Что общего у всех предметов Гжели?

Дети: Они сделаны из глины и украшены сине-голубым узором на белом фоне.

В-ль: Русские мастера умели трудиться и в мастерство вкладывали всё своё умение, всю душу. Поэтому изделия получались такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки. Давайте из вспомним. (Раздаёт гостям карточки с пословицами,

которые нужно закончить).

Сделал дело-гуляй смело.

Терпение и труд-всё перетрут.

Можно всему научиться, важно не лениться.

Красна птица оперением, а человек умением.

Если очень стараться, будет всё получаться.

Будет терпенье, будет и уменье.

В-ль: На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры. Поиграем в русскую народную игру «Заря –заряница». Вставайте в круг.

Я куплю себе дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем –ты води.

Водящий кладёт ленточку игроку на плечо и оба бегут в разных направлениях, огибая

Круг. Кто не успеет занять освободившееся место, становится водящим.

Игра повторяется несколько раз.

В-ль: Посмотрите на роспись-

Как её нам не знать!

Здесь такие узоры,

Что не в сказке сказать.

Здесь такие сюжеты-

Ни пером описать.

Цветы небывалой красоты.

В букеты собирают,

Белой краской оживляют.

Что это за роспись?

Дети: Городецкая.

В-ль: На берегу реки Волги стоит город Городец. Его жители славились как умелые плотники, резчики по дереву. Из дерева делали всё: прялки, тарелки, детские столы и стулья, игрушки, колыбели и корабли.

Как называется мастер который, который расписывает изделия?

Дети: Художник.

В-ль: Назовите инструмент художника.

Дети: Кисть.

В-ль: Из какого материала делали прялки?

Дети: из дерева.

В-ль: Какие основные цвета городецкой росписи?

Дети: Жёлтый, чёрный, красный, зелёный, синий.

В_ль: А какой самый распространённый элемент в городецкой росписи?

Дети: Купавка.

В-ль: Как называется завершающий этап росписи белой и чёрной краской.

Дети: Оживка.

В-ль: Какие главные герои росписи буд-то пришли из сказок?

Дети: Птица, конь.

В-ль: Что символизирует птица?

Дети: Счастье.

В-ль: Молодцы! Вы всё ответили правильно. Дети, в деревнях Волховского района сохранилась частушка.

Моя прялка именная

На беседушке одна.

Мой забавушка придёт,

Меня по прялочке найдёт.

Как вы понимаете эту частушку?

Дети: У каждой девушке в деревне прялка была расписана особым образом. Узоры на прялках никогда не повторялись.

В-ль: А о какой росписи здесь идёт речь?

Дети: Речь идёт о Волховской росписи.

В-ль: По какому элементу можно узнать эту роспись?

Дети: По пышному цветку-розану.

В-ль: Верно. Широкие круглые мазки как бы лепят форму цветка, он кажется сочным и выпуклым. По обеим сторонам расположены листья. Раньше художники использовали синий, красный и белый цвета. А сейчас спектр расширился, и роспись стала более нарядной и красочной.

Вот и закончился осмотр выставки. Чудо-птица приготовила сюрприз-раскраски, чтобы вы смогли стать художниками.

Звучит аудиозапись песни «Хохлома». Дети работают с раскрасками.

Литература:

Клиентов А. Е. Народные промыслы. М. Белый город, 2002г.

Остеров Е. И. Краса Ненаглядная. Рассказы о русских народных хдожественных промыслах.

М. Малыш 1985.

ШпынарукМ., Киселёва Л., Блинова О. Русские народные промыслы. М. Аванта+ Астрель, 2010.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Узнай цвет росписи»Дидактическая игра «Узнай цвет росписи» Цель игры: Закрепить представления детей о цвете через русское народное творчество (гжельская, дымковская и городецкая росписи). Задачи:.

План реализации проекта «Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе» Мероприятия Срок реализации Сентябрь 1 Подбор литературы о народном промысле «Дымка», В течение года рассматривание иллюстраций и поделок.

Автор публикации:
«Талант наших мастеров». Конспект НОД по ОО «Познание»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 15:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД