Конспект НОД познавательно-речевого направления «Этот загадочный космос»

Евгения Захарова
Конспект НОД познавательно-речевого направления «Этот загадочный космос»

Тема: «Этот загадочный космос».

Задачи: Познакомить детей с понятием «Солнечная система».Расширять знания детей о планете земля: Земля единственная в Солнечной системе планета, где есть все условия для жизни животных и людей.Закрепить знания детей о строении Солнечной системы: все планеты вращаются вокруг Солнца, планеты разного цвета, размера, но все они одинаковой формы (они круглые). Развивать умение находить пропущенные буквы в слове, слуховое внимание, умение разгадывать кроссворды. Воспитывать активность, познавательные интересы, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о первом космонавте и первом космическом корабле; рисование «Космическая фантазия»; чтение стихотворений и рассказов о космосе; разучивание стихотворений о планетах солнечной системы.

Материалы и оборудование:

Карточки с названием планет, мука, поднос, камни разных размеров, мультимедийная система, флажки, кроссворд, маркеры.

Ход занятия:

- Наша страна 12 апреля отмечает День космонавтики. Как вы думаете, почему этот день для нашей страны стал праздником? (Потому что в этот день впервые в космос отправился человек).

- А кто же был первым космонавтом на Земле? (Ю. Гагарин) (слайд)

- Да, действительно, Ю. Гагарин.

ребёнок: Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт Гагарин. (слайд)

- Когда Ю. Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полётом, все очень волновались. И когда он приземлился, то все радовались и гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

- Ребята, а вы знаете, сколько длился первый полёт Ю. Гагарина? (.)

- Полёт Ю. Гагарина длился всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли. А как назывался первый космический корабль? (.) Восток-1. (слайд)

- Ребята, а кто такие космонавты? (.) (слайд)

- А вы бы хотели быть космонавтами? (.)

- А каким должен быть космонавт? Мы сейчас с вами узнаем. Я буду называть качества человека, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество. Например, ленивый - а противоположное качество – трудолюбивый.

Злой – добрый; слабый – сильный; медлительный - ; неряшливый - ; грустный - ; нервный - ; старый - ; трусливый - ;глупый - ; неуклюжий – ловкий;

Все качества, которые вы перечислили, присущи космонавту.

Мы предлагаем вам отправиться в космическое путешествие к планетам Солнечной системы.

Посмотрите на экран – вот так выглядит наша планета в космическом пространстве (слайд).

А в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и что можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади и даже на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или на лошади, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли и их путешествие заканчивалось. Но были и такие, которые пересаживались на корабль, дойдя до берега, и продолжали своё путешествие. Они-то и убедились, что отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля круглая, как шар, а не плоская, как блин.

- А затем учёные выяснили, что наша планета не одна в Солнечной системе (слайд) .

- А что же такое Солнечная система? (.)

- Ребята, это Солнце, вокруг которого вращаются 9 планет. Планеты и солнце напоминают большую семью (слайд).

• А как вы думаете, кто является главой этой семьи? (.)

• Конечно, солнце. Обратите внимание, какое огромное Солнце и какие маленькие по сравнению с ним планеты.

• А все ли планеты одинаковы? (.)

• Есть маленькие и большие планеты, и они разного цвета.

• А чем же они похожи друг на друга? (Да, они все круглые и находятся на разном расстоянии друг от друга)

- Ребята, а какие планеты вы знаете? (.)

Посмотрите на первую планету от Солнца. Это Меркурий (слайд). Она наполовину состоит из раскалённого камня, на ней нет ни воды, ни воздуха. Почему?

2 ребёнок: Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей!

- Меркурий – очень горячая планета. Он вращается вокруг Солнца очень быстро. Эта планета успевает оббежать вокруг Солнца за один год 4 раза.

Вторая планета по счёту от Солнца – Венера. Она очень яркая планета.

3 ребёнок: В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

- Планета Венера очень красива и она светится, как чёрный хрусталь.

Посмотрите на третью планету. Вы узнали её? (слайд) Конечно, это Земля!

4 ребёнок: Наша Земля меньше звезды,

Но ей не хватает тепла и света,

Эта планета нам дорога,

На жизнь подарила Земля!

- Земля – единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни. А что ещё вы знаете о Земле? (.)

Назовите четвёртую планету? (слайд) Это Марс.

5 ребёнок: Марс – таинственная планета,

Она по размеру чуть больше луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

- Да, эта планета красного цвета. Жизни на Марсе нет, потому что атмосфера состоит из ядовитых газов. Там всегда дуют ветры, поднимается пыль.

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть.

Игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Что общего у этих слов?

3) Ракета, карета, ракета, ракета.

4) Звёздолёт, звёздолет, вертолёт, звездолёт.

Пятая от Солнца планета – Юпитер (слайд). Она похожа на огромный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер оранжевого цвета с белыми полосками.

Ребёнок: Эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

- Состоит эта планета из жидкости и газа, она необитаема, на ней лютый холод.

Следующая планета Солнечной системы – Сатурн (слайд). По счёту она шестая. На Сатурне очень холодно. Она жёлто-оранжевого цвета. Состоит из газов. А в атмосфере бушуют сильные ветра, планета тоже необитаема.

Ребёнок: Планета кольцами окружена

И этим отличается она.

Эти удивительные кольца

Состоят изо льда и камней.

- Седьмая планета – Уран (слайд)

Ребёнок: Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не в мочь

Сорокалетие длится там день,

Потом - сорокалетие ночь.

- Уран – голубовато-зелёного цвета. На планете тоже очень холодно. Его ещё зовут ледяным гигантом. Ребята, а как вы думаете, человек смог бы жить на планете, где 40 лет день, а потом 40 лет ночь(.) А вы хотите здесь остаться?

- Следующая планета – Нептун (слайд). Она восьмая по счёту от Солнца. Она самая холодная планета, потому что находится далеко от Солнца. На небе её можно увидеть как сине-голубую звездочку.

Ребёнок: Царь морской названье

Той планете дал,

Он именем своим её назвал.

- Существует и девятая планета под названием Плутон. (слайд) Он находится так далеко от Солнца, что на его поверхности температура доходит до -230 градусов. Это карликовая планета.

Игра: «Впиши пропущенную букву».

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вам нужно вписать пропущенные буквы в названия планет. ВЕН…РА, ЮП…ТЕР, МА…С, …ЛУТОН, НЕПТ…Н и др.

Молодцы! Справились с заданием!

- А есть ли ещё в космическом пространстве какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Да)

(слайды):

1. Метеориты

2. Луна

3. Кометы

4. Астероиды

5. Звёзды

Луна (слайд).

- Обратите внимание на поверхность Луны. Из чего она состоит? (из кратеров)

- А как вы думаете, как они образовались?

- Хотите посмотреть, как они образуются?

Опыт: «Метеориты и метеоритные кратеры».

- Представьте себе, что мука – это поверхность Луны, а камень – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность луны. Посмотрите, что образовалось? Углублённые ямы, кратеры. Ребята, как вы думаете, почему образовался кратер? (метеорит тяжёлый, а поверхность Луны мягкая, покрыта толстым слоем космической пыли, поэтому образовался кратер).

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Комета (слайд) — это небольшой мир, образованный из пыли и льда, как грязный снежный ком. По мере приближения к Солнцу, она начинает плавиться, оставляя за собой великолепные хвосты. Так же, как снеговик тает летом, кометы тают в Солнечной системе.

Астероиды (слайд) – это большой камень в космическом пространстве. Некоторые астероиды, могут быть очень большими, а другие, наоборот, как маленькие песчинки. Всего обнаружено 26 больших астероидов. Но существует еще миллионы более мелких астероидов. Как вы считаете, если собрать все астероиды вместе, насколько большой получится новая планета? Если собрать все астероиды в одну планету, то она будет меньше чем наша Луна.

Метеориты (слайд) – вы наверно слышали о падающей звезде? Падающие звезды просто крошечные кусочки пыли, падающие в атмосферу Земли из космоса. Крошечные частицы, как зерна песка или гальки на пляже, которые врезаются в атмосферу на удивительно быстрой скорости — быстрее, чем гоночная машина на трассе! Но не волнуйтесь — они не являются достаточно большими, чтобы причинить вам вред! Наше Солнце является звездой, нашей ближайшей звездой, а другие звезды находятся намного миль дальше (путешествие к ним займет больше, чем вся жизнь) и так как они намного больше, чем падающие звезды, они, конечно, не могут быть ими.

Звезды (слайд) - Существует несколько разновидностей звезд на небе. Некоторые из них очень большие. Существуют звезды, размеры которых превышают размеры Солнце более чем в 200 раз. Ученые изучают звезды и делят их на группы, в зависимости от того, насколько они похожи и чем отличаются.

Мы сегодня с вами много узнали о планетах Солнечной системы, о космосе. А чтобы проверить, какими вы были внимательными, мы предлагаем вам отгадать кроссворд.

1. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета).

2. У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски «астронавт»,

А по-русски (космонавт).

3. Ю. Гагарин в космос поднялся,

Как космический корабль назывался? (Восток)

4. От Солнца третья по счёту планета

Она нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета (Земля).

5. Летит с огромной скоростью

Тяжёлый и большой

О поверхность ударяется

От его удара кратер получается? (Метеорит)

6. Эта планета красного цвета (Марс).

Молодцы!

Публикации по теме:

Кроссворд для детей старших групп «9 планет Солнечной системы»Кроссворд для детей старших групп «9 планет Солнечной системы» С детьми очень любим разгадывать кроссворды. К дню космонавтики для них составила кроссворд " 9 планет" Предлагаю его вашему вниманию:.

Презентация «Путешествие в космос» Аннотация к Презентации «Путешествие в космос» Программное содержание: Познакомить  детей с понятиями земля-планета, космический корабль,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект НОД познавательно-речевого направления «Этот загадочный космос»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 20:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки