Людмила Харченко
Конспект НОД «Птицы-пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с материалом и клеем
Публикация «Конспект НОД „Птицы-пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Демонстрационный материал: загадки о птицах, мяч, запись «Голоса птиц», д/игра «Где чей клюв?», «Где чье гнездо?»; картинки птиц : аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.
Ход занятия:
-Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает…. (весна)
-Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.)
- Молодцы! А какие чудеса происходят весной? (Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.)
- Все верно. Но самое главное чудо – это послушайте загадку:
«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это….(птица)»
-Стук в дверь, почтальон принес конвертики.
-Ребята, смотрите, конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (проверяют)
-Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их (Да).
(читаю письмо).
-Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)Фото 1
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона) Фото 2
3. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка) Фото 3
4. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - (Снегирей) Фото 4
5. Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока). Фото 5
6. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)). Фото 6
-Молодцы отгадали все загадки.
-А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.
Игра «Четвертый лишний» Фото 7
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
- Ребята, посмотрите, какие это птицы (Ворона, воробей, голубь, синица.)
-А как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
-А почему их называют зимующими? (потому что они не улетают в теплые края,а зимуют у нас)
- Ребята, посмотрите, а это какие птицы! Вы узнали их? (Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.)
-А как можно назвать этих птиц одним словом? (Перелетные.)
-А почему их называют перелетными (Потому что они улетают на зиму в теплые страны.)
-А почему птицы улетают в теплые края (Потому что им страшен голод.)
-Правильно.
-А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц (Радостное, веселое, доброе, нежное.)
-А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях (О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.)
- Правильно! Послушайте стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
- Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной (Построить гнезда.)
-А из чего птицы строят гнезда (Из веточек, соломы, мха, коры, земли.)
- Молодцы! А где птицы устраивают гнезда (На деревьях, на столбах (аист).
-А теперь давайте посмотрим на картинки.
Игра «Где чей дом?» Фото 8
( На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы : скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)
(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами).
- Ребята, а чем люди могут помочь птицам (Можно сделать кормушки и развесить скворечники.)
- Давайте рассмотрим скворечник. (Рассматривание скворечника).
-Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит.
2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной.
3. Птичка ремез - пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой.
4. Птица козодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось?
5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
-Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (Вывести птенцов.)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца (Мама птичка, самка.)
- А кто кормит маму, пока она высиживает яйца (Папа, самец.)
-А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
-Вы со мной согласны? (Да).
-А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка Фото 9
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся)
-Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт. (открываем следующий конверт)
-Ребята а здесь игра «Где чей клюв?»
-Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)
- Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте откроим и прочитаем что в последнем конверте.
-А в последнем письме нам предлагают изобразить с помощью аппликации кормушку а на ней птиц. (объяснение приемов вырезания и наклеивания).
-Но прежде чем мы приступим к работе,мы немного разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
Самостоятельная работа детей (индивидуальная помощь).Фото 10
Анализ и оценка детских работ. Рефлексия.
- Ребята чем мы сегодня занимались?
-Кто сегодня приходил в гости?
-Так зачем же нужны птицы?
-Что стало бы с лесом, если бы его покинули птицы? (Ответы детей.)
- Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!
Спасибо за все. Вам в подарок от меня медалька «За помощь птицам».