наталья реброва
Конспект НОД «Путешествие с бабушкой Аринушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) для детей средней группы
Образовательная область «Художественная литература»
Тема «Путешествие в деревню к бабушке Аринушке».
Форма :путешествие.
Программа «Из детства в отрочество»/ Т. Н. Доронова и др. (основные положения). – М. : Просвещение, 2007.
Разработчик конспекта НОД : Воспитатель II категории Реброва Н. В. АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №186
Публикация «Конспект НОД „Путешествие с бабушкой Аринушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание» - расширение кругозора детей; «Коммуникация» - развитие активной речи; свободного общения со взрослым и детьми; «Социализация» - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие интеллектуальных и личностных качеств; формирование адекватных представлений ребёнка о себе; «Здоровье»-воспитывать желание разрешать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья; «Безопасность»-формировать представления о способах безопасного поведения.
Форма организации детей – подгрупповая (8-12 детей).
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок» «Маша и медведь» и др.
- Беседы о добрых и злых героях.
- Рассматривание иллюстрированных пиктограмм; картинок, изображающих разные эмоции; иллюстраций к сказкам.
- Изодеятельность «Любимый герой сказки».
- Игры-драматизации по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок» «Маша и медведь» и др.
- Дидактические игры: «Собери и назови сказку», «Назови ласково», «Назови настроение», «Угадай по голосу, описанию» и др.
-Изготовление плоскостных изображений четырех домиков со съемными замками, с открывающимися окошками.
-Заучивание физкультминуток.
Цель НОД: Расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи НОД:
Закреплять умение понимать эмоции и чувства, исходя из личного опыта.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. п.).
Познакомить детей с историей создания сказок.
Уточнить знания детей о русских народных сказках их разнообразии.
Упражнять в узнавании, назывании русских народных сказок.
Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, образные выражения. Развивать связную речь.
Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.
связную речь детей.
Развивать умение у детей рассуждать.
Формировать представления о добре и зле.
Способствовать развитию наблюдательности, слухового внимания, воображения, креативного мышления.
Развивать коммуникативные навыки общения, чувство сплоченности, принадлежности к группе; дать возможность детям почувствовать себя значимыми (преодоление психологического барьера застенчивости)
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) :
- Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями остальных детей (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру).
- Формирование способности к сочувствию и переживанию.
- Выработка собственного мнения на проблемную ситуацию.
- Развитие умения выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (переживание и др.).
- Развитие у детей самостоятельности, ответственности, способности к самовыражению своих мыслей.
- Воспитание культуры поведения и общения, нравственных чувств.
Необходимое оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
- домики из модулей
-замочки
- театральная ширма
- иллюстрации по р. н. с.
Средства ТСО:
- магнитофон, аудиозапись с детской музыкой.
Адресат: дети 4-5 лет.
Современные образовательные технологии:
ТРИЗ, элементы сказкотерапии (технология вычленения жизненных уроков сказки).
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Введение в игровую ситуацию
1. Ситуация, мотивирующая детей к игре.
Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель в образе бабушки Аринушки встречает детей.
-Здравствуйте, ребята! Я- бабушка Аринушка-хранительница сказок.
Вхождение или погружение в тему
1. Проблемная ситуация.
2. Фиксирование в речи различных вариантов решения проблемы, актуализация знаний.
3. Коммуникативное взаимодействие педагога и детей.
4. Совместная деятельность детей.
- А вы любите сказки? (Любим)
-Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т. д.)
- Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? (примерные ответы детей) Правильно, русский народ сочинял сказки, рассказывал своим детям, и они помогали детям различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
Интерактивная часть
Воспроизведение нового способа действий в знакомой ситуации.
Цель: уточнить и закрепить знания детей о персонажах и их действиях в русских народных сказках; формировать умение отвечать на вопросы, рассуждать и делать выводы; развивать навыки эффективного общения, умение считаться с интересами других детей, открыто проявлять свои эмоции и чувства; способствовать сплочению группы.
Побуждающий и подводящий диалоги
Цель: развивать мыслительные операции, коммуникативные способности, активизировать речь прилагательными и глаголами; развивать связную речь.
- Я вас приглашаю в деревню «Сказкино», где живут сказки. Отправимся мы на паровозе. Вагончики, стройтесь!
Дети встают за воспитателем и «поезд» отправляется.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню к бабушке
Компанию ребят.
Чух, чу, чух.
Воспитатель обращает внимание детей на домики и предлагает «поезду» остановиться.
- Вот мы и приехали в деревню «Сказкино». Посмотрите, какие красивые домики. Все двери у них закрыты. Кто же в них живёт? Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно загадку.
Отчего так получилось,
Что яичко вдруг разбилось?
Знает бабка, знает мышка,
Знает дед, а ты, малышка?
- Как называется эта сказка? (Курочка Ряба)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Курочка Ряба».
- Угадали? (да)
Пересказ сказки сопровождается алгоритмом
1. Какое яичко снесла Курочка Ряба сначала? (Золотое яичко)
2. Что произошло с яичком? (оно разбилось).
3. Как отреагировали бабка и дед? (Они заплакали)
4. Как успокоила их Курочка? (ответы детей)
5. Какое яичко лучше золотое или простое? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок.
Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
- Что это за сказка? (Теремок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Теремок».
- Кто нашел теремок первый? (мышка – Норушка)
- Кого пустила в теремок мышка? (Дети перечисляют героев на дорожку выкладываются схематичные изображения героев)
- Кто пришел последним? (Медведь)
- Как он шёл? (дети показывают движение медведя)
- Что произошло, когда пришел медведь? (Он сломал теремок)
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Игра «Части-целое»(системный подход)
Цель:упражнять детей по отдельным компонентам находить всю систему; формировать начальные представления о том, что в природе все взаимосвязано; развивать логическое мышление.
Время проведения: 1,5 мин.
Проведение: воспитатель говорит:
-Я буду называть части, а ты попробуй угадай, о ком или о чем идет речь:
-Маленькая, длиннохвостая, усатая. .
-Кошечка.
-Нет, не кошечка. Маленькая, длиннохвостая, усатая, серенькая.
- Мышка.
-Верно, это мышка.
-Прыгает, живет на болоте.
-Лягушка.
-А что еще делает лягушка?
-Квакает, ест мошек.
Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте внимательно.
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
Что эта сказка? (Волк и семеро козлят)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика.
Кто у козы дети? (Козлята)
Воспитатель задаёт вопросы, прорисовывая их схематично на доске:
- Чему учила мама-коза своих козлят? (дверь не открывать, слушаться маму). Воспитатель рисует дверь, перечёркивая её.
- Что будет. Если козлята послушают маму?
Дети: Волк их не съест, они останутся живы. (воспитатель рисует дверь зачёркнутую и схематично 7 козлят)
- Что будет, если козлята не послушают маму?
Дети: дверь откроют, волк их съест. (воспитатель рисует дверь и зачёркивает козлят)
Воспитатель: Чему нас научила эта сказка?
Дети: Маму надо слушать, чтобы остаться живым и чтобы с тобой ничего плохого не произошло.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами научились понимать жизненные уроки, которым учит нас сказка.
Давайте поиграем в игру
«Превращения»
Игра «Превращения».
Цель: закреплять умение имитировать движения героя сказки, выражать свои эмоции.
Время проведения: 1,5 минуты
Проведение: дети движениями, жестами и мимикой изображают злого волка и маленьких козлят.
-Послушайте последнюю загадку.
Круглый шар из печки – прыг,
Он как мяч, к прыжкам привык.
По дорожке покатился,
И никто не удивился.
- Кто герой этой сказки? (Колобок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Колобок».
- Какой колобок? (Круглый, румяный, непослушный)
- От кого ушел колобок? (От зайца, от волка, от медведя)
- А какая лиса в сказке? (Хитрая)
- Давайте ее изобразим. (Дети имитируют движения лисы)
- Чему учит нас эта сказка?
Дети: Вступать в разговоры с незнакомыми людьми нужно с осторожностью или вообще не вступать. Добрый с виду человек способен оказаться злым, опасным, может обидеть.
- Правильно, ребята! Мы все загадки отгадали и двери сказочных домиков смогли открыть, но нам пора возвращаться домой, нас ждёт «поезд».
Дети встают за воспитателем, образуют «поезд».
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу
Компанию ребят!
Чух, чух, чух.
Подведение итогов
Совместная деятельность детей. Беседа и ответы на вопросы.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что каждому из вас понравилось? У меня есть сказочный паровозик с двумя вагончиками – жёлтый – весёлый, синий – грустный, а у вас фишки. назовите и приклейте свою фишку в нужный вагончик (дети говорят о своих впечатлениях о путешествии по-очереди и приклеивают фишку, потом смотрят результат)