Татьяна Шалаганова
Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы. Конспект НОД «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие познавательного цикла
для детей подготовительной группы
Тема: «Путешествие в прошлое»
Воспитатель 2 кв. категории
Шалаганова Татьяна Владимировна
2011г.
Публикация «Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы, Конспект НОД „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Тема: «Путешествие в прошлое»
Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека (с важными достижениями первобытного человека-овладение речью, умение добывать огонь, земледелием, приручением животных, наскальной живописью;
- расширить словарный запас, введение новых слов (вождь, племя, рубило, дротик);
Развивающие;
- развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей);
- развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;
-развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека;
Воспитывающие;
- воспитание экологической культуры;
- воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.
Предварительная работа. Чтение сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял где хотел», ознакомление с историческим временем.
Методы;
-мозговой штурм
-морфологический анализ
-игровые методы
-Метод проблемных ситуаций
-метод интегрированного подхода к подаче нового материала
Средства обучения;
- кит
-морфотаблица
-иллюстрации
Раздаточный материал; черные восковые мелки, белые листы бумаги, 2 емкости под воду, искусственные рыбки, красные круги для имитации ягод.
Ход занятия
- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)
- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)
- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)
-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).
-А что нам может помочь вернуться в прошлое?
(рассуждение детей)
- Давайте отправимся в путешествие на Машине времени. А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.
Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое, мы запустим вход Машину времени и узнаем, кто нас встретит в прошлом.
Игра «Данетка»
Или разгадать загадку (на выбор)
ч е л о в е к
1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ
2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ
3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ
4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО
5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ
6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК
7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ
- Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК
- Значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди
- Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что наша машина отправляется в путь.
(на экране появляется 1 слайд – Путешествие в прошлое)
-Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Ног он все-таки появился.
- мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли сладкого тростника. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.
Слайд 2
- Как они выглядят?
(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах)
- У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был быстр и ловок.
- На кого похоже это существо?
(рассуждение детей – на обезьяну и на человека)
- А на кого больше? (на животное)
- Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек.
Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев.
- Как вы думаете, а одежда им была нужна?
(рассуждение детей)
- А чем они могли питаться?
(рассуждение детей)
-питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.
- Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой вождь, а также старейшины- старые и мудрые, которые обучали молодых, как собирать плоды и другим навыкам.
- А как они общались между собой?
(рассуждение детей)
- Они общались с помощью разных звуков и жестов.
Давайте заполним нашу сравнительную таблицу.
ж Од Ор. Тр. Р.
Ч. п. об. - - - -
Ч. Умелый + - + -
Ч. Разумн. + + + +
- Климат постепенно менялся, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать.
- Как вы думаете, что им помогло выжить?
(рассуждение детей)
- Человекоподобная обезьяна стала думать, размышлять и сумела с помощью камня расколоть кость, затем другую, а там оказался костный мозг. Затем они стали искать камни поострее.
- Зачем они это делали?
(рассуждение детей)
-Так ребята и появились первые орудия труда – РУБИЛА - заостренные осколки камня с двух сторон. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО
Слайд 3-4-5
- А раз климат изменился – стал более холодным, то что было необходимо для человека – умелого, чтобы выжить в усложнившихся условиях?
(рассуждение детей)
- Да, им стало необходимым жилье. Но огонь они еще не могли добывать.
- А жилье из чего они себе могли построить?
(рассуждение детей – из веток и стеблей растений, или устраивали жилье в пещерах). Жили также стадами, общались с помощью звуков и жестов.
Слайд 6-7
Заполняем таблицу
- Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на Земле.
- Как их называли ученые? (ответы детей)
- Время шло, на планете становилось еще холоднее.
- Как вы думаете, что было необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом?
(рассуждения детей)
- Правильно им была необходима одежда и огонь.
- Человеку пришлось много учиться размышлять и на смену человеку умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ
Слайд 8
-Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева и костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту (наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор).
Слайд 9-10
- А из чего они шили себе одежду?
(рассуждение детей – из шкур животных)
Слайд -11
- Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с помощью их разводили огонь, подкладывая сухие ветки. Чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурили по очереди, подкладывая ветки и сучья в костер.
Однажды после грозы, попробовав обожженные плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее. Так они узнали еще одно полезное свойство огня – готовить еду.
- Как вы думаете, что служило строительным материалом для жилья в то время?
(рассуждение детей – ветки, шкуры, кости животного, или пещеры)
Слайд 12-13-14-15
-А чем они питались?
(рассуждение детей – растениями, ягодами, мясом, рыбой).
- Охотились мужчины. А собирательством занимались женщины.
Игра «Собери урожай»
- Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай.
(девочки собирают красные круги, разбросанные по группе, победит та, у которой больше всего кругов. Игра заканчивается, когда все круги будут собраны)
-На охоту и на рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые и опытные мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Они пойдут на рыбалку. Но пойдут те, кто самый первый отгадает мои загадки. Итак, первая загадка. Отгадывают только мальчики.
Как называлось первое орудие труда. (рубила) выходит первый отгадавший
Сметает на своем пути
Дома, деревья и кусты.
Яркий, рыжий, озорной,
Догадайтесь, кто? (огонь) выходит второй отгадавший
- А теперь наши мальчики посоревнуются между собой за звание самого быстрого и ловкого в ловле рыбы.
Игра «Кто быстрее»
(мальчики вылавливают из емкостей рыбок, игра продолжается пока остальные считают до 10, победит тот, у кого в ведерке больше всего рыбок)
- Молодцы!
-Человек жил не один, а среди других людей.
- Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других?
(рассуждение детей)
- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)
-Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень не удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Придумывали себе имена. (н. р «Зоркий глаз»)
- Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена. Вставайте в круг.
Игра «Придумай имя своё»
(дети по одному выходят в круг, называя свое имя)
-Давайте вернемся к нашей таблице и заполним её.
-Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали каменным углем и жидкой глиной, также сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер.
- А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.
Индивидуальная творческая работа детей
(дети рисуют восковым мелком черного цвета на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил).
- В те далекие времена на Земле жили очень сильные и опасные звери и человеку приходилось иногда сражаться с ними.
-Посмотрите на них.
Слайд 16-22
(по мере переключения слайдов небольшая беседа)
Заключение
-Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ.
- На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.
Итог: Как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)
-Во что они одевались?
- Что ели?
- На кого охотились?
-А где жили?
-Как добывали огонь?
-Хотели бы вы пожить в те времена?
-Понравилось ли вам наше путешествие?
-Что больше всего запомнилось?
В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем, чему же они еще научились.
Пояснительная записка к занятию.
Тема: «Путешествие в прошлое»
Занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы общеобразовательной направленности. Уровень психофизического развития детей соответствует возрастным показателям.
Данное занятие познавательного цикла носит обобщающий характер по лексической теме «Человек». Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольников. Структура занятия состоит из трё х частей: вводная, основная и заключительная.
Цели, задачи и содержание занятия соответствуют требованиям программы «Истоки» по образовательной области «Познание» и возрастным возможностям детей.
Во вводной части использовала игровой приём (в виде «разгадывание кода для того чтобы запустить машину времени») для настроя детей на эффективную работу в течение занятия. Дети погружаются в прошлое. Они видят мир глазами человека иного времени, представляют себя первобытным человеком и решают проблемные вопросы. Создание игровых ситуаций, игровых проблем и внедрение компьютерных технологий способствовало повышению познавательного интереса и поддержанию активности детей на протяжении всего занятия.
В основной части применила игровые приемы для объяснения предстоящей работы, создание проблемной ситуации. Методика проведения данного занятия была направлена не только на познавательное развитие и развитие мышления, но и на эстетическое развитие, но и для развития мышления. На данном занятии для достижения поставленной цели дети использовали такие умственные операции, как анализ и синтез, мозговой штурм, сравнение и обобщение, а также применялся генетический подход в формировании линии развития объекта. Это позволило детям системно размышлять, выделять особенности рассматриваемого объекта в соответствии с эпохой его развития, а также возможности его преобразования. Для снятия психофизического и умственного напряжения ввела игровые моменты.
Занятие построено на основе личностно-ориентированных и гуманно-личностных подходах, что способствует ощущению каждого себя равноправным субъектом познавательного процесса.
Материал для занятия подобран по принципу от простого к сложному, деятельность детей организована на умении добывать и применять знания. Вопросы, проблемные ситуации требовали развёрнутых ответов и умозаключений. Содержание занятия способствовало осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
В заключительной части занятия использовала интеграцию: рисование по принципу наскальной живописи, направленное на развитие креативности мышления.
Для придания эмоциональной яркости занятию использовала, музыкальные сопровождения, мультимедийное оборудование. В ходе подведения итогов использовался прием обыгрывания выполненного изображения и обмен впечатлениями. Занятие было построено так, чтобы вызвать у детей желание рассказать о своей работе, обосновать свой выбор.
Таким образом, для достижения цели и решения задач занятия мною были использованы социоигровые подходы, технология ТРИЗ, технология сотрудничества, интеграция видов деятельности, здоровьесберегающие технологии, а также соблюдение принципа психологической комфортности и принципа мини-макса знаний и представлений. Результативность данного занятия можно проследить по ответам детей в течение всего занятия. Это показатель высокого познавательного интереса воспитанников к новому материалу.
Считаю, что поставленные задачи решены, цель занятия достигнута.