Анна Шашкина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие на паровозике из Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на паровозике из Ромашково»
Старшая группа
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», "Физическая культура", "Музыкальное развитие"
Программное содержание:
Обучающие:
Уточнение и закрепление представлений о временах года, о птицах, животных, насекомых, их внешнем виде, питании, местах обитания, особенностях их жизнедеятельности.
Формирование умений у детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Активизация словаря.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие на паровозике из Ромашково“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Развитие мышления, расширение представлений об окружающем мире, о живой и неживой природе.
Обеспечение развития монологической и диалогической речи.
Воспитательные:
Воспитание отзывчивости, доброты, любови к природе.
Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
Оборудование:
• Магнитная доска,
• Предметные и сюжетные картинки о живой и неживой природе, животных, обручи, мяч, мнемотаблицы «Насекомые», «Животные», «Птицы»,
• Компьютер
• Мультфильм «Паровозик из Ромашково», презентация «Слова - приятели и Слова - неприятели», презентация "Зимующие и перелетные птицы".
• Запись голосов птиц.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о животных, просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Чей хвост?» и др., «Составление рассказов по мнемотаблицам», беседа о временах года.
Ход:
Организационный момент «Дружные ребята»
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в руки по цветку (Незабудка. Изготовлена на занятии по конструированию) и, соединяя руки над головой, сделаем большой букет. Видите, какой красивый букет получился. Я думаю, также крепка наша дружба, а с друзьями любая работа по плечу.
Воспитатель. – Мы с вами смотрели мульфильм «Паровозик из Ромашково», читали книги о зверях, птицах, насекомых. И вот сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на паровозике. Согласны? Тогда выстраиваем паровозик и с помощью «волшебной палочки» превращаемся… Вы сами скажете в кого. Хотите?
Игровая ситуация «Превращение»
Воспитатель. - Сейчас вы выберете себе картинки (они перевернуты) и скажете в кого превратились. Дети берут картинки, объединяются в группы по 4 человека (на картинках насекомые, звери, птицы) и говорят, кто кем стал.
Воспитатель. - А теперь скажите, чем похожи все эти животные? (Все они живые, они дышат, им требуется пища, растут, имеют детенышей, у них есть лапки (лапы, ноги). Правильно. Все они относятся к живой природе.
Воспитатель. - А я посмотрите в кого превратилась? Надеваю шапочку солнышка. Я отношусь к живой природе или нет? Нет. Почему? (Солнышко не растет, ему не нужна еда, у него нет детенышей. Значит солнышко – неживая природа). Выстраиваем паровозик из стульев.
Игровая ситуация «Займи место по мнемотаблице»
Воспитатель. - Ну а теперь занимайте свои вагоны. Картинки – это ваши билеты. На вагонах также есть картинки-схемы о признаках данных животных. Дети находят свои места по схемам.
Под музыку из мультфильма проводится дидактическая игра «Четвертый лишний» (по выбору педагога). Дети объясняют, почему та или иная картинка лишняя.
Воспитатель. – Ребята, мы приехали в лес. Если мы не остановимся в лесу, то не увидим, как живут дикие животные.
Дидактическая игра «Кто, где спрятался» с использованием динами-ческой леса.
- А где же все звери? Наверное, они решили поиграть с нами в прятки! Дети, а вы любите играть в прятки? Ну, тогда давайте будем искать зверей. Воспитатель выставляет на магнитную доску динамическую модель леса.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на картину и ответьте, кто спрятался в норе? (Лиса).
Воспитатель. - Дети, а может это не лиса? (выслушивают другие варианты, если таковые имеются) А как вы узнали, что это лиса?
Дети. - Это лиса, потому, что из норы выглядывает лисий хвост.
После этого воспитатель достает игрушечное животное, выставляет его на полянку.
Аналогично проводится работа по каждой ситуации:
Воспитатель. - Кто сидит за пнем (Заяц) Как узнали? (Выглядывает заячья лапка). Кто спрятался в дупле? (Белка. Беличий хвост.)Кто спрятался за кустом (Еж. Ежиная мордочка. ….
Куда направляется волк? (В логово) Почему кабан лежит под дубом (Любит желуди.) Где живет медведь? (В берлоге.) Молодцы!
Воспитатель. – У каждого животного есть детеныши. Давайте назовем их.
Игра - презентация «Отгадай ребус и назови детеныша»
Воспитатель. - Ребята, возьмите подарки (картинки) для животных и угостите всех. (Дети прикрепляют картинки на доску. Зайцу – кору, белке - грибы, мед, ягоды – медведю, желуди – кабану, и т. д.) Прощаемся с лесом, возвращаемся на паровозик и под музыку отправляемся на луг.
Воспитатель. - Снова наш паровозик остановился. Наверное, если мы не остановимся, то не увидим, как живут насекомые.
Игра «Назови насекомое и покажи»
Дети берут картинки насекомых, называют их и рассказывают какую пользу или вред они приносят. Почему их много летом и не видно зимой. А затем берут шапочки насекомых и показывают (бабочки кружатся, кузнечики прыгают, жуки ползают).
Воспитатель. – Давайте оставим наши шапочки насекомым. Может они поиграют в игру «Путаница». А вы помните, кто написал сказку «Путаница»? (К. Чуковский). Молодцы!
Проблемная ситуация со светлячком.
Воспитатель. – Почему мы не видим светлячка? (Он появляется только ночью.) Так как же передать ему шапочку? Может, оставим его без шапочки? Предложения детей. (Оставим шапочку на лугу. А когда наступит ночь, светлячок ее заберет.)
Воспитатель. – Ну что же поехали дальше. Прощаемся с лугом и под музыку отправляемся в дубовую рощу.
Воспитатель. - Что такое роща? Почему рощу называют дубовая? Какие названия рощи вы еще можете назвать? (березовая, кленовая).
Воспитатель. - Наш паровозик остановился. Наверное, если мы не остановимся здесь, то не увидим рощу и не послушаем голоса птиц.
Включаю запись голосов птиц.
Воспитатель. - Голоса, каких птиц вы услышали? (Кукушки, соловья, сороки, ласточки, скворца, воробья) Посмотрите, у нас в роще кто-то развесил конверты на деревьях. Давайте посмотрим. (В одном конверте картинки птиц, в другом – картинка лета, в третьем – картинка зимы.)
Дидактическая игра «Назови птиц и раздели на перелетных и зимующих»
Дети раскладывают птиц, называя птицу. Затем проверяют, просматривая презентацию «Зимующие и перелетные птицы».
Беседа с обучением детей отвечать на вопросы полным предложением с мячом.
Воспитатель. - Почему птиц называют перелетными? Зимующими? Почему одни птицы улетают, а другие нет? Чем питаются птицы? Каких птиц называют зерноядными? Каких – насекомоядными? Каких – всеядными? Каких - хищниками и почему? Чем покрыто тело птиц? Давайте покажем как улетают птицы в теплые края?
Динамичная игра «Отлет птиц»
Дети показывают, как летят птицы (стайкой, клином, поодиночке, вереницей).
Воспитатель. – Ребята, когда мы отправлялись в путь, я взяла немного зерен, семечек. Давайте оставим птицам. Ведь нам пора возвращаться в детский сад. Паровозик нас быстро домчит. Садимся, закрываем глаза, считаем от 5 до 1 и оказываемся в группе. Прощаемся с паровозиком. Он возвращается в Ромашково.
Воспитатель. – Я слышу сигнал. Нас ждут два брата: «Слово – приятель и Слово - неприятель».
Презентация «Слова – приятели, Слова - неприятели»
Игра «Слова-приятели»
Зима – зимний, зимовье, зимушка,
Весна – весенний, веснянка, веснушка,
Снег – снеговик, снежок, снежный,
Игра «Слова - неприятели»
Высокий – низкий, теплый – холодный, глубокий – мелкий, осенний – весенний, зимний – летний, ночь – день, утро – вечер.
Воспитатель. - Ребята, звери, насекомые, птицы, у которых мы гостили, сделали для вас подарки!
Воспитатель показывает детям листы с нарисованными фигурками животных.
Воспитатель. - Кто нарисован на картинках? Дети отвечают.
Воспитатель раздает детям рисунки, несколько детей остаются без рисунков.
Дети. - У меня нет рисунка!
Воспитатель. - Как же так! Я думала, что рисунков хватит всем… Что же делать?
Подвести детей к ответам, что можно поделиться, раскрашивать вместе.
Воспитатель. - Молодцы, вы поступили правильно, по-дружески. Я убеждаюсь в том, что вы настоящие друзья. Рисунков много - всем хватит!
Отдает рисунки детям.
Воспитатель. - А сейчас, ребята, вы можете взять карандаши и раскрасить свои рисунки. Большое всем спасибо.