МААМ-картинки

Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы «Хлеб — всему голова» (1 фото)

Ирина Хрулева
Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: 1. Расширять представления детей о хлебе.

2. Закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных (от существительных пшеница, рожь, кукуруза)

3. Упражнять в образовании родственных слов от слова хлеб.

4. Воспитывать любовь к родной земле, уважения к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

5. Совершенствовать навыки связной речи, умения отвечать на вопрос развернутым предложением.

6. Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.

Публикация «Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Оборудование: картина И. И. Шишкина «Рожь», серия сюжетных картин «Откуда пришёл хлеб», выставки: - колосьев (зёрен, муки) ржи и пшеницы, метёлки овса, початков кукурузы;

- хлебобулочных изделий;

- книг Е. Пермяк «Кто мелет муку», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Митяева «Мешок овсянки», В. И. Даль «Про мышь зубастую да воробья богатого», В. Приходько «Дом зерна», фотокнижка В. Дацкевич «От зерна до каравая», набор открыток «Слово о хлебе»; - картин о хлебе Т. Н. Яблонская «Хлеб», М. В. Данциг «Золотая земля»;

- детских рисунков.

Предварительная работа: экскурсия в булочную, занятие «Откуда хлеб пришёл» и беседы-диалоги воспитателей с детьми, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, загадок о хлебе.

ПЛАН ННОД

Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща. К этим понятиям можно отнести и хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать детям эту любовь в детском саду, в школе и дома.

1. Выразительное чтение логопедом стихотворения Я. Акима «Хлеб»:

Пашут каждую весну, Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Логопед: Откуда же берётся хлеб?

Дети: Его выращивают в поле.

2. Рассматривание и беседа по картине И. И. Шишкина «Рожь».

Логопед выставляет на доске картину И. И. Шишкина «Рожь».

Л.: Кто написал эту картину?

Д.: Эту картину написал русский художник И. И. Шишкин.

Л.: Как называется эта картина?

Д.: Картина называется «Рожь».

Л.: Как вы думаете, почему картина называется «Рожь» ?

Д.: На картине изображено поле, на котором растёт рожь.

Л.: Какое это поле, если на нём растёт рожь?

Д.: Это ржаное поле.

Л.: Какое время года на картине?

Д.: На картине ранняя осень.

Л.: Почему пожелтело ржаное поле?

Д.: Потому что рожь поспела, созрела, налилась.

Читает ребёнок: Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят!»

3. Словообразование относительных прилагательных.

Дети рассматривают колосья пшеницы, ржи, метёлку овса, початок кукурузы и с помощью логопеда называют их: пшеница, рожь, овёс, кукуруза.

Л.: Скажите, что общее у этих растений?

Д.: У всех растений есть зерно.

Л.: Значит, это какие растения?

Д.: Зерновые растения или злаки.

Ребёнок читает: стихотворение Т. Золотухиной Чудесное зёрнышко.

В этом крошечном зерне,

Как в чудесной печке,

До весенних тёплых дней

Спрятаны листочки,

Стебелёк и колосок

Золотого цвета.

Станет мне под поясок

Он к началу лета.

В кулачке у колоска зёрнышки – малышки,

В каждом зёрнышке - мука,

Пироги и пышки.

Л.: Рассмотрим и сравним колосья злаков: колосок овса похож на метёлку, колос пшеницы толще, чем у ржи, зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные; изо ржи получают муку тёмную, поэтому из неё пекут чёрный хлеб – ржаной. А вот батоны и булочки выпекают из пшеницы, такой хлеб называют ….

Д.: Пшеничный хлеб.

Л.:А хлеб из кукурузы (овса, ржи …

Д.: Кукурузный (овсяный, ржаной) хлеб.

Л.: Если на поле выращивают пшеницу, по - другому это…

Д.: Пшеничное поле.

Л.: Кукурузу….

Д.: Кукурузное поле.

Л.: Колосок из пшеницы по - другому ….

Д. : Пшеничный колосок.

Л.: Колосок изо ржи…

Д.: Ржаной колосок.

Л.: Мука из пшеницы (ржи, кукурузы, овса) …

Д.: Пшеничная мука (ржаная, кукурузная, овсяная).

Л.: Тесто из пшеничной (ржаной, кукурузной, овсяной) муки…

Д.: Пшеничное (ржаное, кукурузное, овсяное) тесто.

Л.: Хлеб на Руси пользовался почётом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

Д. : называют пословицы о хлебе и объясняют их содержание.

Хлеб – всему голова.

Много снега – много хлеба.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хлебушек – от земли, силушка – от хлеба.

Зернышко к зёрнышку – будет мешок.

Будет хлеб – будет и песня.

4. Динамическая пауза " Как живёшь?»

Л: Как живёшь? Дети: Вот так!

Как плывёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

В даль глядишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

А как спишь? Вот так!

А шалишь?

5. Упражнение в образовании родственных слов к слову ХЛЕБ.

Л: Назовите хлеб ласково. - Хлебушек.

Назовите крошки хлеба. – Хлебные крошки.

Квас из хлеба. - Хлебный квас.

Посуда для хлеба. – Хлебница.

Прибор для резки хлеба. – Хлеборезка.

Завод, где выпекают хлеб. – Хлебозавод.

Человек, который выращивает хлеб. - Хлебороб.

Человек, который печёт хлеб. – Хлебопёк.

6. Закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

Л.: Длинный путь зёрнышко прошло от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы оно стало хлебом. Так же как к хлебу, относился народ с уважением и к труду тех, кто создавал его. Чьи же руки выращивали зерно?

(по ходу ответов детей на доску выставляются соответствующие картинки).

Дети: - Тракторист (картинка) пашет поле, на котором посеют зёрна.

- Хлебороб (картинка) ухаживает за колосками, чтобы они не заболели и не погибли.

- Комбайнёр (картинка) ведёт комбайн, который срезает колоски, очищает их и ссыпает чистое зерно в грузовик.

- Шофёр (картинка) ведёт машину на мельницу.

- Мельник (картинка) мелет зёрна в муку.

- Пекарь (картинка) замешивает тесто и печёт вкусный хлеб.

- Водитель (картинка) развозит хлеб в магазины.

- Продавец (картинка) продаёт хлеб покупателям

Ребёнок читает стихотворение Я. Дягутите «Руки человека».

Склонила тяжёлую голову рожь:

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь,

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам – моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.

А нынче они урожай соберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

7. Игра «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимов.

Л.: Хлеб по запаху – Д.: пахучий, душистый, ароматный, благоухающий;

На вкус - аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий, горьковатый, пикантный;

на ощупь - пышный, мягкий;

пекарь - хлебопёк, булочник, хлебник, стряпуха;

выпекать хлеб - печь, готовить, стряпать.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите:

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

8. Составление описательного рассказа о хлебе по картинкам – символам

На доске выставлены картинки – символы: ?- знак, цвет, форма, размер, злаки, по запаху (профиль носа, на вкус (губы, на ощупь (рука). Ребёнок выбирает хлебобулочное изделие с выставки хлеба и с опорой на символы составляет рассказ.

9. Итог занятия.

Л.: Хлеб – это самый главный продукт на нашем столе. Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он – самое надёжное средство людей от голода. Когда вы будите есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждый его кусочек. Так как же надо обращаться с хлебом?

Ответы детей: доедать хлеб, не выбрасывать его кусочки, крошки отдать птицам, из остатков хлеба мамы готовят сухарики, гренки; покупать и брать хлеба столько, сколько сможешь съесть.

В конце занятия входит ребёнок – поварёнок с лепёшкой на подносе и, читая стихотворение М. Садовского " Лепёшка», приглашает всех на чаепитие:

Прошу вас:

Возьмите всего понемножку,

И вы испечёте такую лепёшку!

Соли, муки, молока и крахмала

И простокваши, что долго стояла.

Корицы, сметаны, яиц и воды,

От манки и масла не будет беды.

Орехов, изюма, песка и варенья!

Смешайте, как следует всё без стесненья.

А если хотите рецепт уточнить,

То бабушке надо моей позвонить.

Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы «Хлеб — всему голова»
Публикации по теме:

Открытое занятие. «Хлеб всему голова» Образовательная область: Познание Группа: Старшая, подготовительная. Тема: «Хлеб всему голова» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания.

Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников 1. Овощи 1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Огурец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 13 января 2015 в 15:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ННОД с детьми подготовительной к школе группы «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хрулева (УИ 291864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД