Бадгудинова Венера Разяповна
Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников
1. Овощи
1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе
(Огурец - огурцы; растет – растут)
2. Употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени
(нарисовал огурец – нарисовал огурцы; сажают – сажал)
2. Фрукты
1. Употребление существительных ед. и мн. ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (На тарелке нет больше яблок, груш и т. д. ; яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик)
Публикация «Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников» размещена в разделах
2. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных (лимон – желтый, сочный, кислый;
из яблок – яблочный сок, яблочное варенье)
3. Сад
Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; образование относительных прилагательных
4. Огород
Употребление существительных 2-го и 3-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. (копает – копал)
5. Осень
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Наступила золотая осень; помидор – помидорчик)
6. Птицы
Употребление существительных в дательном падеже; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. (Осенью на юг надо улетать птицам. птица – птичка)
7. Осенняя одежда
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных прилагательных (шарф синий, мамино пальто)
8. Подготовка зверей к зиме
Употребление существительных в родительном и винительном падеже; образование притяжательных прилагательных (медведь выбирает берлогу; заячий хвост)
9. Посуда
Согласование числительного «два» с существительными; образование относительных прилагательных (одна чашка – две чашки; стакан из стекла – стеклянный)
10. Игрушки
1. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Мяч синий, кукла красивая и т. д.)
2. Употребление прилагательных ср. рода в именительном падеже; образование относительных прилагательных (синее пластмассовое ведро; самолет из бумаги – бумажный самолет)
11. Магазин
Употребление существительных ед. ч. в творительном падеже без предлога; образование относительных прилагательных
12. Книга
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными (нет двух книг – нет пяти книг)
13. Зима
1. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонений в единственном числе; образование глаголов движения при помощи приставок (склонение слова «зима»; ушел – пришел, вышел – отошел и т. д.)
2. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (санки – на санках; санки – саночки)
14. Труд взрослых в детском саду
Употребление предложно-падежных конструкций; образование приставочных глаголов (Чай наливают в чашку; скажу подскажу)
15. Дикие звери наших лесов
1. Согласование числительных с существительными; употребление приставочных глаголов движения (было две белки – стало пять белок)
2. Употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных; образование притяжательных прилагательных (рыжие белки – нет рыжих белок; нос лисы – лисий нос)
16. Домашние животные
1. Употребление существительных ед. и мн. ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных (собака живет в конуре; заячьи следы)
2. Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных (у коровы теленок - теленочек – телятки)
17. Елочные игрушки
1. Употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных; образование относительных прилагательных (Синие шары – нет синих шаров; шары из стекла – стеклянные)
2. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
18. Ателье
1. Употребление глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных (заказывает – закажет; шапка меховая; платок из шелка – шелковый платок)
2. Употребление глаголов ед. и мн. ч. в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (я принимаю – он принимает – они принимают)
19. Зима
1. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов (пушистого снега, большому сугробу; шел – пришел, ушел, зашел)
2. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными; употребление приставочных глаголов (трое мальчиков обе девочки; бежал, прибежал, убежал)
20. Почта
1. Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование наречий от прилагательных (бабушкина посылка; близкий – близко, тихий – тихо)
2. Употребление существительных с предлогами, противоположными по смыслу; употребление приставочных глаголов (в ящик – из ящика, На, за, под – клеить)
21. Север
1. Согласование притяжательных прилагательных с существительным; образование и употребление притяжательных прилагательных (оленьи рога – нет оленьих рогов; шерсть собаки – собачья шерсть, медвежьи следы)
2. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий (Сильно – сильнее, сильный – сильнейший)
22. Транспорт
1. Употребление существительных с предлогами в, на, по; употребление приставочных глаголов.
2. Употребление падежных форм существительных и прилагательных в ед. и мн. ч. ; образование глаголов движения с помощью приставок
23. Зимующие птицы
1. Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(летают – прилетели, улетели)
2. Согласование числительных «два» и «пять», «шестью» и «три» с существительными; Употребление приставочных глаголов движения (две птицы – пять птиц; прибежали – убежали)
24. Зимний лес
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от наречий (белый пушистый снег; светло – светлый)
25. Весна
1. Употребление глаголов будущего времени; образование сравнительных степеней прилагательных (солнце будет пригревать, длинный – длиннее, теплый – теплее)
2. Употребление падежных форм имен существительных во множественном числе; образование сложных слов (первые подснежники; сам летает – самолет, пешком ходит – пешеход)
26. Стройка
1. Согласование прилагательных, образованных от существительных; образование приставочных глаголов
2. Согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; работа над родственными словами
27. Спецтранспорт
Употребление падежных форм мн. ч. существительных; работа над родственными словами (молоко – молоковоз, бензин - бензовоз)
28. Труд взрослых на полях
1. Употребление глаголов будущего времени; работа над родственными словами
2. Употребление повелительного наклонения глаголов; образование приставочных глаголов (копает – копай, идет – иди)
29. Ткани
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом
30. Одежда
Употребление падежных форм мн. ч. существительных; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
31. Перелетные птицы
Согласование прилагательных с сущ. в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов
32. Профессии
1. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида; образование сравнительной степени прилагательных (построил – строит; добрый – добрее)
2. Употребление сущ. в дательном падеже; образование относительных прилагательных (кастрюля нужна повару; металлическая)
33. Школа
Изменение глаголов по лицам и числам; образование наречий от прилагательных (я иду - ты идешь - он идет - они идут; мальчик хороший ученик, он учится хорошо)
34. Школьные принадлежности
Употребление существительных. в творительном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ученики пишут ручкой, на доске пишут мелом; портфель – портфельчик, карандаш – карандашик)